"Документальный фильм Нэнси Кейтс (Nancy Kates) "О Сьюзен Зонтаг" (Regarding Susan Sontag) — это портрет писательницы, оказавшей влияние на многие области современного знания – от теории искусства до феминизма.
Фильм независимой режиссерки Нэнси Кейтс, собранный из фрагментов интервью и ток-шоу с участием Зонтаг, бесед с близкими ей людьми и отрывков из написанных ею текстов, исследует интеллектуальное становление в тесной связи со становлением личностным, прежде всего, сложным отношением Зонтаг к собственной сексуальности.
В 13 лет она читала дневники Андре Жида, в 15 растолковывала друзьям "Критику чистого разума", в 17 после десяти дней знакомства сочеталась браком с профессором чикагского университета — словно наперекор словам отчима, предостерегавшего: будешь столько читать – замуж не выйдешь. И все же ее алчная любовь к книгам взяла свое - Филипп Рифф позже отшучивался: все, чего хотел он — большая семья, Сьюзен же мечтала о большой библиотеке. Союз с блестящим социологом представлялся Зонтаг интеллектуальным проектом ("Мы проговорили семь лет"), но ее упрямая тяга к постоянному переоткрыванию себя не терпела инертности семейных отношений — в дневнике она выводит: над любым браком тяготеет повторяемость. Зонтаг же была маниакально одержима всем новым: знанием, опытом, идеями, людьми. В определенном смысле она была неразборчива, всеядна: Фред Астер и Джон Кейдж, трешевые фильмы ужасов и кинематография Фассбиндера, комиксы и французский "новый роман", сексуальность, война, болезнь - переводя фокус с одного феномена на другой, она не теряла резкости. Эссе сделали ее знаменитой, но Зонтаг мыслила себя прежде всего писательницей и именно в этом качестве хотела вступить в пантеон великих, где, как она знала с детства, было ее место.
Фильм Нэнси Кейтс, пролистывающий основные теоретические работы Зонтаг ("О фотографии", "Заметки о кэмпе", "Против интерпретации", "Болезнь как метафора"), не только в очередной раз утверждает ее в статусе главной американской интеллектуалки второй половины ХХ века (в чем она не нуждается), но и возводит Зонтаг в ранг гей-иконы современности. Ее бисексуальность не была тайной, но Зонтаг осторожно обходила эту тему стороной. В интервью "Нью-Йоркеру" в 2000 году она все еще лукавила: мол, постарела и перестала вызывать интерес у мужчин - пришлось переключиться на женщин.
Такое полупризнание — своего рода кокетство: допустить возможность однополых отношений в качестве альтернативы — не то же самое, что публично объявить себя лесбиянкой или бисексуалкой. Один из ключевых вопросов, поднимаемых фильмом - почему Зонтаг, столь уверенно встававшая на защиту прав ЛГБТ, закрывалась, когда дело касалось ее частной жизни. "Я не хочу, чтобы меня изолировали, "помещали в гетто"" — больше всего Зонтаг опасалась рамок и ярлыков. Интерпретировать — значит упрощать, обеднять, потому она и избегала отождествления с любым движением, будь то феминизм или ЛГБТ, так же как не спешила причислять себя ни к левым, ни к правым. Эта сознательное сопротивление категоризации возвращает к литературным амбициям: камин-аут, которого от нее ждали и в 70-е, и в 90-е, пугал ограничениями. Оказаться на знаменах набирающего обороты ЛГБТ–движения означало бы допустить, что ее, жаждущую сказать новое слово в литературе, будут воспринимать политически однобоко (подобным образом она не принимала разговоров о себе как о "женском" авторе).
Между тем, гомосексуальность оставалась важной областью рефлексии Зонтаг. В записных книжках наряду с перечнями книг и фильмов к просмотру - травматический опыт любовных неудач, ощущение непригодности для любви и неприятие собственной телесности. В этом смысле дневники, опубликованные после смерти Зонтаг ее сыном, откровенны, даже разоблачительны, как и последние фотографии Лейбовиц."
Сьюзен Зонтаг (1933-2004) - американская писательница, философка; литературная, художественная, театральная критикесса; авторка 16 книг эссеистики и прозы; общественная активистка и икона феминизма, одна из ключевых фигур западной интеллектуальной жизни 70-80-х. Премьера фильма "О Сьюзен Зонтаг" состоялась в апреле в рамках кинофестиваля "Трайбека".
Фильм можно будет увидеть в рамках уикэнда нон–фикшн фильмов «Рожденные летать», организованного Cinemascope и DOTYK 24 октября, 19:00, кинотеатр "Ракета" Дополнительную информацию читайте на официальных страницах ивента Facebook и VK
Стоимость билетов: 50.000 б.р. (в кассе), 55.000 б.р. (онлайн). Программа и билеты онлайн Кинотеатр «Ракета»: Минск, пер. Рабочий, 3 (ст.м. Пролетарская)