«Однажды меня украли…»

Прагляды: 8 303

«Однажды меня украли…» — пять историй о кыргызских девушках, которые рассказывают, как их похитили для вступления в брак, и чем это в итоге закончилось.

«Кража невест»

Кыргызстан считается одной из самых проблемных стран в мире с точки зрения частоты похищения девушек для вступления в брак. Ежедневно в стране крадут от 10 до 30 женщин и большинство из них вынуждены выходить за своего похитителя, опасаясь позора или осуждения со стороны взрослых. Согласно официальным данным от Института омбудсмена за 2014 год, ежегодно в Кыргызстане похищают около 8000 девушек, и только 20 процентов из них не соглашаются на совместную жизнь с похитителем.

Эксперт_ки в сфере защиты прав женщин говорят, что основная причина, по которой девушки остаются в «новых» семьях — психологическое давление со стороны родственни_ц и взрослых.

Похищение девушки для вступления в брак стало уголовно наказуемым в декабре 2012 года, когда были приняты поправки в Уголовный кодекс. С тех пор за кражу девушек наступает ответственность в виде 7 лет лишения свободы. Но с тех пор за весь 2015 год было возбуждено всего 25 дел.



Авторка проекта и художница Татьяна Зеленская, аниматор Егор Танков. Мультфильмы, появившиеся в интернете, вызвали горячие споры в обществе. Татьяне и Егору предложили использовать их в школах — на уроках, где рассказывается о правах человека. «Особенно в аилах надо регулярно показывать такие мультфильмы. И рассказывать, как себя вести во время ала-качуу», — предложили пользователи соцсетей. Кроме того, авторо_к пригласили на фестиваль документальных фильмов и предложили помощь в переводе мультфильмов на английский язык.

Художница Татьяна Зеленская рассказала редакции Zanoza.kg, как шла работа над мультфильмами и где она искала героинь для своих мультфильмов.

— Почему вы решили заняться темой похищения невест?

— Последние несколько лет я занимаюсь коммерческой иллюстрацией, но зудящее желание сделать что-то свое никогда не пропадало. К решению создать ролики на тему ала-качуу меня подтолкнула сестра. Мы неоднократно говорили с ней о положении женщин в нашей стране. Это то, что сильно беспокоит и меня, и ее. Мне хотелось сделать что-то на тему прав женщин. И однажды моя сестра сказала: «Сделай уже это». После этого я посоветовалась с различными специалистами, которые подсказали мне, в каком формате представить свою работу, чтобы как можно большее число людей увидели проект. Потому что делать только для себя — нет смысла.

Первоначально я решила нарисовать комиксы, после обсуждений мы решили делать короткие ролики, которые сейчас очень популярны. Я рисовала, а мой муж — он монтажер и аниматор — помогал сделать видео.



— Почему вы нарисовали мультфильмы именно в таком стиле, который я бы назвала стилем детского рисунка?

— Я рисую в разных стилях. Но этот — наивный и несколько небрежный — близок мне по духу. Это был сознательный выбор. Мне кажется, что такой рисунок дает правильную интонацию. Это как бы ирония, но на очень серьезные темы — ирония сквозь слезы. Мне кажется, что если бы я взяла стиль более серьезный с надрывной интонацией, то это выглядело бы фальшиво. По крайней мере в моем исполнении. Важно и то, что когда персонажи выглядят нереалистично, то превращаются не в конкретных людей, а в образы, в которых многие девушки смогут увидеть себя.

— Почему именно эта тема для вас важна?

— Если девушке 27 лет и она еще не замужем, то об этом почему-то стыдно говорить. То есть это уже такая большая проблема для нее. А если ей 30 и она не замужем, то это вообще кошмар. Даже я на своей шкуре испытала эти стереотипы, хотя живу в столице. Кроме того, я русская и, казалось бы, эти традиции меня вообще не касаются. На самом деле касаются, и на мне они проецируются. Я представляю, каково приходится молодым кыргызкам.

Если девушку изнасиловали где-то на остановке, то, скорее всего, будет суд и насильника посадят. А если девушку украли замуж и изнасиловали, то, скорее всего, ничего мужчине за это не будет. Мне кажется, что это просто ужасно.

Я смотрела статистику. Она свидетельствует, что каждая шестая украденная девушка подвергается насилию.

И поэтому эта тема важна для меня. Обостренное чувство справедливости, женская солидарность — называйте как хотите — говорит мне, что это неправильно.



— Где вы взяли истории, которые пересказываете в своем проекте?

— Моя мама преподаватель, среди ее учеников - много девушек. Она рассказывала мне много историй. Я сознательно не брала какие-то исключительные истории. В этом было бы много искусственности. Решила рассказать те истории, которые первыми попадутся. Тогда это будет честный выбор. Это истории моих знакомых. Я не могу называть имена девушек. И в роликах они изменены, но я спросила разрешения использовать эти истории. Я поменяла многие детали, но постаралась передать саму суть произошедшего.

— Ради чего вы рассказали эти истории?

— Больше всего меня интересовал вопрос: почему они остались? Я знала этих девушек до замужества и помню, как они говорили, что они бы ни за что не остались, если бы их украли. Но их украли, и они остались. Но почему? Что заставило их подчиниться? Вот ради того, чтобы найти ответ на этот вопрос, и задумывался проект.

— Так почему они остаются?

— Причины всегда немного разные, но есть нечто объединяющее. На мой взгляд, главной причиной является семья девочки. Если похищенная невеста уверена, что дома ее примут, что никто ее никогда не упрекнет и что за нее встанут горой, девушка не останется – она вернется к своей семье. А вот когда на нее начинают давить, говорить, что это «позор" и ее выгонят из дома, то невеста остается, потому что ей некуда идти. Разумеется, я не могу делать выводы по всей стране. Это касается историй, которые я лично знаю. Я не претендую на серьезное расследование. Это, скорее, моя личная - причем очень субъективная - точка зрения. Поэтому ролики очень эмоциональные — это мои переживания.



— Вы следили за комментариями к вашему проекту?

— Да, я читала комментарии. Мне было очень интересно. В основном были положительные отзывы. Хвалили, что очень важную тему для Кыргызстана поднимаю. Но были и те, кто говорил: «Куда ты лезешь?», «Ты не знаешь традиции. Это так принято» и так далее. Больше всего меня возмутили те, кто считает, что такой проблемы нет вообще. На самом деле проблема существует. Но о ней предпочитают не говорить из-за боязни того, «что скажут люди» и «что подумают соседи».

— Продолжите ли вы рисовать на эту тему?

— Еще раз подчеркну, эти работы сделаны так, как хотела я, на тему, которая волнует меня. Но бесплатно работать я не могу, поэтому я вернулась к коммерческим проектам. Но если вдруг кто-то захочет продолжить работу в данном направлении, например, в рамках какого-нибудь проекта, то буду рада. Мне бы хотелось продолжить, потому что проблема большая и историй очень много. К сожалению, найти героев для данного проекта очень легко.