Атаки на сексуальные и репродуктивные права в Беларуси и Украине тесно связаны с ростом религиозных и правых групп. Марши «за нерожденных детей», демонстрация антиабортных фильмов в студенческих и школьных аудиториях, социальные кампании, провозглашающие аборты «узаконенной казнью младенцев» сопровождаются попытками ограничить доступ к абортам законодательно. Эти инициативы нередко преподносятся как ответ на «демографический кризис»: в Беларуси — как государственная забота о репродуктивном здоровье женщин, в Украине — как обеспокоенность «будущим нации», оказавшейся в ситуации военного конфликта.
Политическая борьба вокруг абортов отражается и в изменении риторики. Беременные женщины постепенно становятся «(будущими) матерями», эмбрионы — «(нерожденными) детьми», а аборт — морально-этической дилеммой. Женщины, сделавшие или планирующие сделать аборт, описываются как эгоистки, думающие только о собственных интересах, в то время как «настоящие женщины» — «заботливые матери, верные жены, хранительницы домашнего очага» — рожают детей на благо и процветание родины.
Мы бы хотели выйти за рамки привычной дискуссии «права на жизнь» vs «права на выбор» и поговорить о репродуктивной справедливости в целом. Концепт репродуктивной справедливости, предложенный небелыми феминистками в США, касается не только права на легальный и безопасный аборт. Он также включает сексуальное просвещение в школах, право на доступную контрацепцию, возможность контролировать условия родов, доступ к репродуктивным технологиям для транслюдей, однополых пар и людей, не состоящих в браке, институциональную помощь родителям и т.д.
В связи с этим мы бы хотели обсудить следующие вопросы: Какие экономические последствия влечет ужесточение доступа к абортам? Какова связь между разрушением системы государственной социальной защиты и дебатами вокруг абортов? Как менялось законодательное и дискурсивное поле «репродуктивной справедливости» в Украине и Беларуси последние годы? Какие стратегии противодействия могут быть полезными в борьбе за репродуктивную справедливость в Беларуси и Украине?