Патриарх Грузии выступил против суррогатного материнства
Прагляды: 2 606
Эпистолярное обращение Патриарха всея Грузии Илии Второго на Рождество вызвало много разговоров. Особое недовольство грузинских НПО и правозащитников вызвали слова предстоятеля о том, что дети, рожденные от суррогатных матерей и в результате искусственного оплодотворения, не могут быть счастливыми. Так что же в действительности имел в виду патриарх, и что думают по этому поводу грузинские эксперты?
Рождественское обращение патриарха Грузии вызвало неоднозначную реакцию в обществе. Он заострил внимание на темах, которым он всегда уделяет особое внимание — семье и браку, проблеме абортов и сексуальных меньшинств. Тем не менее, из-за некоторых акцентов рождественского обращения возникло много вопросов.
Особое недовольство вызвали высказывания Ильи Второго по поводу суррогатных матерей и искусственного оплодотворения. По его словам, не может быть счастливой семья, где растет ребенок, рожденный суррогатной матерью, поскольку малыш изначально обречен на нелюбовь и одиночество. Серьезные проблемы будут и у детей, которые родились в результате искусственного оплодотворения, полагает патриарх.
Илия Второй обратился не только к населению страны, но и к западным партнерам. По словам духовного лидера, Грузия является частью "христианской Европы", но Евросоюз должен учесть "традиции и правила мышления" страны. В отношении гомосексуальности патриарх заявляет, что "такие лица нуждаются в помощи и поддержке, чтобы они преодолели свои греховные склонности и вернулись на правильный путь жизни". Однако это вовсе не означает, что кто-то должен поддерживать пропаганду их греха.
В послании также говорится, что "главный объект удара в обществе — это семья", которой угрожает опасность из-за однополых браков и предоставления права однополым парам на усыновление детей. По мнению Ильи Второго, такой закон уродует весь смысл брака и превращает ребенка в предмет, которым может владеть каждый.
В эпистоле говорится, что перед христианством возникли "серьезные вызовы". "Между христианским учением и предложенной псевдо-либералами "свободой" существует фундаментальная разница. Псевдо-либеральная "свобода выбора" все считает равно хорошим. Христианство же учит, что хорошо, и что — неприемлемо, что такое грех и что такое благо, но право выбора оставляет за личностью. Христианский принцип — я уважаю твое право на выбор, но не любой твой выбор", — говорится в эпистоле.
Позиции патриарха всегда уделяли большое внимание. Ведь согласно опросу общественного мнения, Грузинская православная церковь стабильно занимает первое место по уровню популярности по сравнению с другими государственными институтами. Это положение всегда вызывало недовольство властей, поскольку, имея такой высокий уровень доверия, церковь тем самым оказывала и оказывает влияние на население страны и играет большую роль в государственных процессах. То же самое можно сказать и лично о патриархе Илие Втором.
В отличие от предыдущих лет, когда власти страны не обращали особого внимания на выступления патриарха, на сей раз члены правительства и даже премьер-министр прокомментировали рождественское обращение. Премьер назвал его "очень глубоким". Ираклий Гарибашвили заострил внимание на одном эпизоде, в котором патриарх призвал всех пройти жизненный путь так, чтобы оставить после себя что-то ценное. Премьер-министр призвал людей достойно служить своей стране.
А вот глава Минздрава Давид Сергеенко удивлен, почему вопрос суррогатных детей и искусственного оплодотворения вызвал такой ажиотаж. По его словам, дискуссия на эти темы ведется и в научных кругах. Министр полагает, что намного большее внимание необходимо обратить на слова патриарха о необходимости запрещения абортов, поскольку для Грузии, где население с каждым годом уменьшается, а по количеству абортов она занимает одно из первых мест в мире, эта проблема "наиболее серьезная".
По мнению эксперта Рамаза Сакварелидзе, реакция, которую вызвало в обществе заявление патриарха о суррогатном материнстве и искусственном оплодотворении, не совсем адекватна. "Мне кажется, что Илия Второй высказал в данном случае свое личное отношение к этим темам, он не оценивал эти вопросы с точки зрения религии и церкви, — сказал Сакварелидзе в интервью GeorgiaTimes. — А шум подняли такой, как будто глава государства изменил внешнеполитическую ориентацию страны. В то же время с чисто человеческой точки зрения мне понятна реакция людей, которые так или иначе связаны с искусственным оплодотворением и суррогатным материнством. Именно из-за того, что подобные темы вызывают столько разговоров, родители всегда скрывают, что их дети были рождены с применением такого метода.
Учитывая, какой вес у слов патриарха, конечно же, к подобным темам необходимо относиться очень осторожно. К тому же, в Грузии и так серьезная проблема с рождаемостью, а эти высказывания могут еще больше сократить рост населения. В целом я считаю, что высказывания патриарха содержали его душевные переживания".
Эксперт Петре Мамрадзе полагает, что проблема заключается в том, что в Грузии в сознании людей пока нет четкого разграничения между церковью и государством. "Естественно, Илия Второй, оценивая эти вопросы, руководствуется церковными догмами, — сказал Мамрадзе в интервью GeorgiaTimes. — Лично я как ученый отношусь к подобным вопросам с точки зрения науки и научного прогресса. А Илия Второй не может оценивать эти вопросы как правозащитник и представитель демократического института, он опирается на догмы и правила православной церкви".
"Конечно же, позиция церкви может не соответствовать законодательству страны. Лично я полагаю, что во многих семьях именно в результате искусственного оплодотворения стало возможно рождение ребенка, что можно только приветствовать. Но позиция церкви не всегда соответствует официальной позиции государства. Именно поэтому в демократических странах государство и религиозные объединения четко разграничены", — говорит эксперт.
Сегодня же у патриархии Грузии состоялись две акции одновременно — "за" и "против" искусственного оплодотворения. Дело даже дошло до мордобоя. Полиции удалось предотвратить серьезные столкновения, и несколько особо активных участников акций были задержаны. Последние события еще раз продемонстрировали, насколько серьезные противоречия существуют в грузинском обществе, особенно когда дело касается религиозных и церковных вопросов.