Говоря простым языком, гомонормативность даёт тебе понять, что ты не похож на остальных гомосексуальных мужчин. Гомонормативность заставляет тебя избегать темнокожих парней в клубе; при том, что ты уважаешь темнокожих людей, они тебя просто не «привлекают» . Гомонормативность заставляет тебя думать иначе о ком-то, кого ты зафоловил в Твиттере, потому что узнал, что в реальной жизни он пользуется инвалидной коляской. Гомонормативность — это белые гомосексуальные мужчины, господствующие на ТВ в качестве представителей квир-сообщества, а так же белые цисгендерные мужчины, которые снимаются в фильмах в роли трансгендерных женщин. Гомонормативность сплочает нацию вокруг гей-браков, но всем плевать на жизни трансгендерных людей. Гомонормативность — это набор привилегий и иерархий, социальных норм и ожиданий, который заставляет угнетённых людей угнетать друг друга.
«Гомонормативность повсюду. Она проникает в каждую фибру квир-жизни, разрушая сообщество изнутри»
Проще говоря, гомонормативность — это набор правил, используемых для определения того, кто в квир-сообществе являются «самыми крутыми». Гомонормативность предписывает парням быть мускулистыми, «мужественными», а девушкам — в свою очередь, стройными и «женственными». Это поощряет подражание гетеронормативной модели, в которой квир-люди стремятся сыграть свадьбу, усыновить детей, ходить в церковь по воскресениям и жить в пригороде в окружении аккуратных белых заборчиков. Разумеется, ничто из вышеперечисленного не является негативным по своей сути. Но может стать таковым, если стремление к подобному образу жизни начнёт диктовать нам с кем и как следует общаться, кому помогать и кого поддерживать. Гомонормативность, по сути, пытается контролировать наши чувства по отношению к самим себе и другим людям, тем самым стараясь превратить квир-сообщество в гетеронормативное сообщество, заставить нас вести себя и жить так же.
«Гомонормативность сделала однополые браки приоритетом номер один, в то время как трансгендерные люди всё ещё не могут безопасно пользоваться общественными туалетами, могут лишиться работы из-за своей идентичности и стать жертвами насилия тюремной системы и других государственных институтов»
К сожалению, тема гомонормативности преимущественно поднимается в сложных для восприятия научных и высокоинтеллектуальных текстах, которые требуют слишком много времени, чтобы понять и разобраться. Многим людям сложно получить к ним доступ и осмыслить их содержание. Та ещё задачка!
Когда информация такого рода недоступна массам, мы имеем поколения квир-людей, которые не могут найти подходящих слов, чтобы рассказать об угнетении, с которым они сталкиваются. Будучи учеником старшей школы, я не понимал, что то, что я получаю от других людей — неправильно. Не знал, что люди, которые пытались пристыдить меня и унижали за то, что я «женственный» — заблуждались. Я думал, мне тоже стоит ненавидеть себя — так я и делал. К счастью, мой дядя был гомосексуалом, который провел большую часть своей жизни занимаясь культурными исследованиями в университете. Он смог рассказать мне об этой травме и угнетении, вооружив меня такими словами как «гомонормативность» и «микроагрессия», которые помогли мне не только выжить в этой реальности, но и сделать её лучше. Благодаря ему я научился, как защищать себя на самом простом уровне.
Если бы у меня не было такого дяди, возможно, я бы всё ещё пытался навязать самому себе гомонормативные ценности, пытался бы вести себя более брутально и говорил бы другим, что не хочу встречаться с «женственными» геями. Как сообщество, мы должны сделать знания о гомонормативности доступными всем, чтобы люди могли открыто говорить об этом. Беда в том, что такие социальные тренды, как гомонормативность, создаются негласно и воздействуют на нас скрытым образом. Мы принимаем тенденции и нормы как что-то естественное, но, по правде говоря, они не имеют ничего общего с естественностью.
Когда информация такого рода недоступна массам, мы имеем поколения квир-людей, которые не могут найти подходящих слов, чтобы рассказать об угнетении, с которым они сталкиваются. Будучи учеником старшей школы, я не понимал, что то, что я получаю от других людей — неправильно. Не знал, что люди, которые пытались пристыдить меня и унижали за то, что я «женственный» — заблуждались. Я думал, мне тоже стоит ненавидеть себя — так я и делал. К счастью, мой дядя был гомосексуалом, который провел большую часть своей жизни занимаясь культурными исследованиями в университете. Он смог рассказать мне об этой травме и угнетении, вооружив меня такими словами как «гомонормативность» и «микроагрессия», которые помогли мне не только выжить в этой реальности, но и сделать её лучше. Благодаря ему я научился, как защищать себя на самом простом уровне.
Если бы у меня не было такого дяди, возможно, я бы всё ещё пытался навязать самому себе гомонормативные ценности, пытался бы вести себя более брутально и говорил бы другим, что не хочу встречаться с «женственными» геями. Как сообщество, мы должны сделать знания о гомонормативности доступными всем, чтобы люди могли открыто говорить об этом. Беда в том, что такие социальные тренды, как гомонормативность, создаются негласно и воздействуют на нас скрытым образом. Мы принимаем тенденции и нормы как что-то естественное, но, по правде говоря, они не имеют ничего общего с естественностью.
© Laura Pannack
«Не существует «правильного» способа быть гомосексуальным, бисексуальным, трансгендерным или квир человеком.
Как только мы начинаем признавать существование гомонормативности и говорить о ней открыто, она теряет свою власть над нами»
Необходимо лишить гомонормативность той власти, которую она имеет над людьми, потому что она разрушает жизни, разрывает сообщества на куски и даже убивает. Гомонормативность может объяснить, почему маскулинных гомосексуальных мужчин часто оставляют в покое и принимают в обществе, в то время, как феминные геи, а в особенности — people of color*, всё ещё ежедневно сталкиваются с агрессивными нападками толпы. Благодаря гомонормативности продолжает существовать законодательство, основанное на грубых безосновательных обвинениях и стереотипах по отношению к трансгендерным людям, которое заставляет их пользоваться общественными туалетами в соответствии с полом, предписанным при рождении, нанося тем самым огромным вред. Вот как на самом деле либеральная общественная политика выглядит в реальной жизни.
Изменения должны начаться с нас самих. Нам нужно научиться быть сознательными по отношению к тому, что мы говорим, как ведём себя на публике – это касается и реальной и онлайн-жизни. Нам нужно научиться внимательно слушать, когда говорят люди с разными идентичностями, признавать свои привилегии и изменять свое поведение в соответствии с ними (потому что нет полностью угнетенных людей, кажд_ая обладает теми или иными привилегиями). Нам нужно быть сплочёнными и сражаться за права людей с разными идентичностями вместо того, чтобы фокусироваться на вопросе брачного равноправия. Мы должны позволить квир-людям быть квир-людьми и перестать принуждать друг друга следовать шаблонам, созданным гетеронормативным миром, который хочет, чтобы мы были похожи на кого-то другого, нежели на самих себя.
Изменения должны начаться с нас самих. Нам нужно научиться быть сознательными по отношению к тому, что мы говорим, как ведём себя на публике – это касается и реальной и онлайн-жизни. Нам нужно научиться внимательно слушать, когда говорят люди с разными идентичностями, признавать свои привилегии и изменять свое поведение в соответствии с ними (потому что нет полностью угнетенных людей, кажд_ая обладает теми или иными привилегиями). Нам нужно быть сплочёнными и сражаться за права людей с разными идентичностями вместо того, чтобы фокусироваться на вопросе брачного равноправия. Мы должны позволить квир-людям быть квир-людьми и перестать принуждать друг друга следовать шаблонам, созданным гетеронормативным миром, который хочет, чтобы мы были похожи на кого-то другого, нежели на самих себя.
Гомонормативность сегодня — это мы сами, но нам нужно оставить ее в прошлом
*Люди Цвета (POC, People of Color) — современный американский термин, использующийся в феминистской среде для обозначения людей с любым другим цветом кожи, кроме белого. Это собирательный термин, призванный подчеркнуть общность разнообразного опыта переживания расизма. На сегодняшний день термин не имеет корректного аналога в русскоязычной среде из-за сложности перевода: кальки с английского созвучны расистскому выражению "цветной".
Перевод текста Jayson Flores «What Is Homonormativity?»
Перевод текста Jayson Flores «What Is Homonormativity?»