Чтобы отметить 30-ю годовщину BFI Flare: Лондонского ЛГБТ-кинофестиваля, организатор_ки фестиваля объявили ТОП ЛГБТ-фильмов всех времен в первом в своем роде масштабном критическом обзоре.
Более ста киноэксперто_к, включая критик_инь, сценаристо_к и составитель_ниц программ, - таких как Джоанна Хогг (Joanna Hogg), Марк Казинс (Mark Cousins), Питер Стрикленд (Peter Strickland), Ричард Дайер (Richard Dyer), Ник Джеймс (Nick James) и Лора Малви (Laura Mulvey), а также прошлых и действующих составитель_ниц программ BFI Flare, – проголосовали за 30 лучших ЛГБТ-фильмов всех времен. Результаты опроса отражают 84 года киноискусства и 12 стран, включая Таиланд, Японию, Швецию и Испанию, а также фильмы, демонстрировавшиеся на BFI Flare: «Орландо» (1992), «Красота» (1996), «Уик-Энд» (2011) и «Жизнь Адель» (2013).
Победителем стал отмеченный наградами фильм Тодда Хейнса «Кэрол», от которого лишь немного отстал «Уик-энд» Эндрю Хэя и гонконгская романтическая драма «Счастливы вместе» Вонга Кар-Вая, занявшая третье место. И, хотя первое место неожиданно взяла только что вышедшая «Кэрол», ее новизна тронула, восхитила и покорила зритель_ниц, и, по всей видимости, фильму суждено стать современной классикой.
Тодд Хейнс заявил: «Фестиваль очень давно поддерживает мои работы: начиная с «Отравы» и «Дотти получает по заднице» в начале 90-х вплоть до «Кэрол», которую на этой неделе будут показывать на 35-миллиметровой пленке в рамках программы BFI Flare «Лучшие фильмы года». Я горд, что по результатам опроса, запущенного в честь 30-летия фестиваля, «Кэрол» стал лучшим ЛГБТ-фильмом всех времен. «Кэрол» включена в число прославленных фильмов, которые я так люблю – от «Горбатой горы» и «Песни любви» до «Счастливы вместе» и «Моего личного штата Айдахо».
Триша Таттл (Tricia Tuttle), заместительница художественного директора в Британском институте кино прокомментировала: «Команда фестиваля BFI Flare довольна результатами. У нас тут 30 фильмов, которые мы любим, и очень много тех, что мы показывали в рамках фестиваля. Победа «Кэрол» взволновала нас, потому что здорово видеть, как фильм о двух влюбленных женщинах стал настолько известным, особенно учитывая сравнительно небольшую долю кино с однополыми женскими отношениями. Этот фильм настолько выдающийся, что его хвалят критики_ни и куратор_ки практически по всему миру. Увидеть «Кэрол» на постаменте так скоро после выхода – это свидетельство того, насколько любят и ценят Тодда Хейнса как режиссера. Нам также приятно видеть, что британское кино в целом было в значительной мере оценено по достоинству: от «Уик-Энда» Эндрю Хэя на 2-м месте до фильмов «Моя прекрасная прачечная», «Орландо», «В поисках Лэнгстона», «Жертва» и «Красота», вошедших в ТОП».
1. «Кэрол» (2015)
Режиссер: Тодд Хейнс
(28 голосов)
Без преувеличения, это тот фильм о лесбиянках, которого все так ждали. Перенесенный на экран, он воплощает в себе все, что мне так понравилось в книге – и даже больше. Это пример впечатляющей бесподобной кинематографии. Я влюбилась в него с первого взгляда.
– Эмма Смарт (Emma Smart)
Красивый, волнующий фильм с хорошей актерской игрой Руни Мары и Кейт Бланшетт. К сожалению – что неудивительно, - недооцененный в этом премиальном сезоне. Это наглядно демонстрирует, что ЛГБТ-фильмам есть куда стремиться в рамках популярного кино.
– Ридиан Дэвис (Rhidian Davis)
Для тех, кто считает Тодда Хейнса нашим самым выдающимся режиссером, из вариантов было либо это, либо «Вдали от рая». Но именно этот фильм получил преимущество за счет сильного сценария (чудесно адаптированного по книге, в которую я влюблен_а вот уже 20 лет) и совершенно идеальной финальной сцены.
– Бриони Хэнсон (Briony Hanson)
Что я люблю в «Кэрол», так это то, что нас держат за границами центральных отношений. Как смело. Как многообещающе. Нас оставляют наедине с нашим вуайеризмом и соблазнительной картинкой. Гениально.
– Сара Вуд (Sarah Wood)
Идеальная книга. Идеальный фильм. Тодд Хейнс. Тодд Хейнс. Тодд Хейнс.
– Триша Таттл
2.«Уик-Энд» (2011)
Режиссер: Эндрю Хэй
(26 голосов)
Настоящие люди. Настоящие обстоятельства. Никаких гомосексуальных «проблем». Замечательное противоядие к клишированному ЛГБТ-кинематографу. Самый лучший тип драмы отношений – однополых или любых других.
– Робин Бейкер (Robin Baker)
Нечто поразительное: трогательная мимолетная встреча двух мужчин, где удалось избежать навязывания гетеронормативных моделей, а своеобразие однополой обычности было признано.
– Ричард Дайер
3.«Счастливы вместе» (1997)
Режиссер: Вонг Кар-Вай
(25 голосов)
До «Счастливы вместе» я видел_а множество потрясающих ЛГБТ-фильмов, но ни один из них не показывал, что быть геем так классно. Последняя сцена, снятая под безумно веселую кавер-версию заглавного трека, незабываема.
– Алекс Дэвидсон (Alex Davidson)
Этот фильм не просто кристаллизация превосходной режиссуры, кинематографии и актерской игры, но также и свидетельство того, какой политический эффект на Гонконг оказала передача его Великобританией Китаю, иллюстрированный болезненными отношениями созависимости двух персонажей.
– Виктор Фэн (Victor Fan)
4.«Горбатая гора» (2005)
Режиссер: Энг Ли
(24 голоса)
Когда я впервые увидел_а этот фильм на Кинофестивале в Торонто, я был_а расстроен_а где-то неделю. Одни лишь мысли о нем могли заставить меня расплакаться. Во всех отношениях глубоко печальный фильм, с потрясающей, сложной игрой, заставляющей сопереживать.
– Бен Робертс (Ben Roberts)
Увидеть, как в массовом кино знаменитые актеры настолько чувственно и неподдельно подходят к отображению однополой любви - революционное событие. Джейк Джилленхол с Хитом Леджером оба необыкновенные. Мишель Уильямс тоже прекрасна в роли жены, потрясенной открытием об истинной сексуальности своего мужа.
– Никки Бохэн (Nikki Baughan)
Если количество пролитых во время просмотра этого фильма слез говорит о его гениальности, то это просто настоящий шедевр.
– Робин Бейкер
5.«Париж горит» (1990)
Режиссерка: Дженни Ливингстон
(22 голоса)
Что вообще в этом эпичном бальном гей-фильме может не понравиться?
– Биси Алими (Bisi Alimi)
Гламур, музыка, дрянные девчонки и трагедия: и все это по-настоящему. Особенный фильм с легендарным в своем роде происхождением. Как лифчик из лимитрованной коллекций от Готье. История, говорящая о жизни и том, как жить на полную катушку, громче, чем тысяча пустых перспектив, которую может предложить гетеронормативный мир.
– Тофер Кэмпбелл (Topher Campbell)
6. «Тропическая болезнь» (2004)
Режиссер: Апитчатпон Вирасетакул
(21 голос)
Весьма странная. Чрезвычайно красивая. Крайне причудливая и самая поразительная история о гомосексуальной любви, когда-либо рассказанная. Финальное столкновение между героем, который ищет своего потерянного любимого, и тигром – абсолютно гипнотическое.
– Алекс Дэвидсон
7. «Моя прекрасная прачечная» (1985)
Режиссер: Стивен Фрирз
(20 голосов)
Гомосексуальность, расизм и тэтчеризм: мощный коктейль, ловко смешанный в экспрессивной и дерзкой комедии-драме Фрирза.
– Нил Митчелл (Neil Mitchell)
Один из лучших фильмов об эпохе Тэтчер: о том, что это значило, как оно формировало современную жизнь и как можно переработать те ценности или бросить им вызов.
– Мария Дельгадо (Maria Delgado)
8. «Всё о моей матери» (1999)
Режиссер: Педро Альмодовар
(19 голосов)
Мой самый любимый из фильмов Альмодовара, а также одна из самых чувственных работ о жизни транссексуалов и трансгендеров, когда-либо созданная.
– Жульет Жак (Juliet Jacques)
Самый «альмодоварский» фильм, сочетающий повествовательную историю, будто бы прямиком вышедшую из мелодрамы Дугласа Сирка, с гораздо более актуальными для стыка двух веков заботами о кросс-дрессерстве, транссексуальности, СПИДе, проституции и внезапной утрате.
– Майкл Брук (Michael Brooke)
9. «Песнь любви» (1950)
Режиссер: Жан Жене
(18 голосов)
Невероятно сексуальный фильм Жана Жене, действие которого разворачивается в тюрьме. Именно в нем мы находим одну из лучших в истории кинематографа гомоэротическую сцену: два сокамерника делят между собой сигарету через маленькую дырочку в стене, сквозь которую один из них выдыхает дым в рот другому. Потрясающее исследование сексуальности, власти и насилия.
– Селина Робертсон (Selina Robertson)
Эстраординарно и очень красиво.
– Кэтрин Де Форж (Catharine Des Forges)
10. «Мой личный штат Айдахо» (1991)
Режиссер: Гас Ван Сент
(17 голосов)
Киану Ривз и Ривер Феникс блестяще исполняют роли двух уличных хастлеров-геев в Ван Сентовском стремительном исследовании беспощадного американского гей-сообщества начала 90-х.
– Никки Бохэн
Кинематографическая поэзия.
– Нил МакГлон (Neil McGlone)
11. «Мандарин» (2015)
Режиссер: Шон Бэйкер
(15 голосов)
Глоток свежего воздуха, странным образом напомнивший мне о некоторых лучших фильмах «старого» квир-кинематографа, следует за историей работающей женщины, задавшейся целью отыскать своего мужчину. Лос-Анджелес никогда не выглядел более милым – и я никогда не улыбал_ась так широко.
– Бриони Хэнсон
«Мандарин» полон драмы, пончиков и пафоса. А еще это лучший рождественский фильм о Лос-Анджелесе после «Крепкого орешка».
– Бен Лаксфорд (Ben Luxford)
12. «Горькие слезы Петры Фон Кант» (1972)
Режиссер: Райнер Вернер Фассбиндер
(15 голосов)
Я мог бы с легкостью включить несколько разных фильмов Фассбиндера в этот список (простите меня, Фокс и Эльвира), но позволю себе лишь один. Все, что вам нужно знать о жестокости любви, за два часа. Так свирепо. И так идеально.
– Майкл Блайт (Michael Blyth)
Как и во многих других моих любимых фильмах об однополой любви, особенности сексуальности не акцентируются в «Петре Фон Кант». Вместо того остается пространство для глобального анализа того, насколько своенравной может быть любовь.
– Питер Стрикленд
13. «Жизнь Адель» (2013)
Режиссер: Абделатиф Кешиш
(15 голосов)
Будучи проблемным в смысле очевидно «мужского» взгляда и нереалистичного описания однополых занятий любовью, фильм включает в себя актерскую игру Леа Сейду и Адель Экзаркопулос, от чьей «химии» экран потрескивает. Но мягкая чувственность сквозит, скорее, в более неочевидных повседневных вещах: когда Адель жадно ест или просто переходит дорогу.
– Коррина Антробус (Corrina Antrobus)
Один из величайших фильмов о любви и разрушительных последствиях ее провала.
– Джон Спира (Jon Spira)
14. «Девушки в униформе» (1931)
Режиссерка: Леонтине Саган
(14 голосов)
Как бы сейчас выглядел квир-кинематограф, не останови нацисты период его первого расцвета? Этот фильм очень точно говорит об опьяняющей любви девушки-подростка, но мне нравится и то, как он показывает любовь Фройляйн Фон Бернбург к Мануэле. Фройляйн уязвима к чувствам Мануэлы, и ей очень тяжело справляться со своими собственными.
– Триша Таттл
Революционный дух, сотворенный из глубокой эротической однополой привязанности и женской солидарности.
– Ричард Дайер
15. «Покажи мне любовь» (1998)
Режиссер: Лукас Мудиссон
(14 голосов)
У «Красоты» есть мятный лосьон для ног. В «Покажи мне любовь» есть шоколадное молоко. Дебют Мудиссона – по-настоящему возвышенная и трогательная история несчастных влюбленных девушек-подростков, чьи отношения, очевидно, никуда не приведут, но они исследуют друг друга, от восторга не обращая внимания ни на что.
– Найри Джиллингс (Nyree Jillings)
16. «Орландо» (1992)
Режиссерка: Салли Поттер
(14 голосов)
Я помню, что после первого просмотра этот фильм оказал на меня сильное воздействие. Флюидность гендера казалось невозможной мечтой в то время – такое могло произойти только в фильмах! С тех пор раз за разом возвращаясь к нему, я всегда нахожу что-то новое и резонансное.
– Джейсон Бейкер (Jason Barker)
17. «Жертва» (1961)
Режиссер: Бэзил Дирден
(13 голосов)
Невероятно смелая роль Дирка Богарда, сыгравшего скрывающего свою истинную сущность адвоката, вовлеченного в дело о шантаже на почве гомосексуальности, напрямую повлияла на общественное мнение. Она также отчасти поспособствовала изменению закона в Британии, когда «Акт о половых преступлениях» был наконец принят в 1967 году.
– Саймон МакКалум (Simon McCallum)
18. «Я, ты, он, она» (1974)
Режиссерка: Шанталь Акерман
(12 голосов)
Каждый кадр потрясающе красив. Пожалуй, самая первая сцена лесбийского секса в кинематографе.
– Назмия Джамал (Nazmia Jamal)
Это, пожалуй, лучший фильм, касающийся темы человеческой сексуальной жизни любого рода. Шанталь Акерман не только дала начало и срежиссировала эту радикальную красноречивую работу, она также властно и изысканно занимает пространство буквально каждой секунды 90-минутного фильма.
– Адам Робертс
19. «В поисках Лэнгстона» (1989)
Режиссер: Исаак Жюльен
(11 голосов)
Оригинальный и лучший из лучших. Фильм, который соединяет арт-хаус и исторический нарратив. «Лэнгстон» упивается своими контркультурными мотивами, и в то же время напоминает нам о том, что «Черный прекрасен». Это свидетельство того, что однажды мы все были преступни_цами и воитель_ницами страсти.
– Тофер Кэмпбелл
20. «Хорошая работа» (1999)
Режиссерка: Клер Дени
(10 голосов)
Накаченные мужчины-военные в пустыне могли бы, если честно, стать для меня в реальной жизни адом. Но феноменально созданная Дени картинка и то, как она впитала «Билли Бада» Бенжамина Бриттона, помогают фильму достичь особенного великолепия.
– Ник Джеймс
21. «Красота» (1996)
Режиссерка: Хетти Макдональд
(10 голосов)
Очаровательная и нежная история любви, наполненная на редкость оптимистичным взглядом – что было давно ожидаемым поворотным моментом – на однополые отношения.
– Ридиан Дэвис
22. «Незнакомец у озера» (2013)
Режиссер: Ален Гироди
(9 голосов)
«Незнакомец у озера» – это не фильм, который ты смотришь, а место, куда приходишь. Сексуальная параллельная Вселенная, населенная обнаженными мужскими телами, управляемая эротическим чувством. В то время как предел возможностей испытывается, и его опасности открываются, он не осуждается. Скорее, это тщательно сконструированное и удивительно нежное исследование квир-желания, любви, привязанности и сообщества.
– Дэвид Эдгар (David Edgar)
23. «Теорема» (1968)
Режиссер: Пьер Паоло Пазолини
(9 голосов)
Квирность как монтировка, взламывающая воспитанное общество. А еще, это забавно.
– Марк Казинс
Как предшественник Скарлетт Йоханссон из «Побудь в моей шкуре» (только всеядный), Теренс Стэмп в роли незнакомца прибывает будто бы из космоса (или на самом деле оттуда?), чтобы соблазнить всю итальянскую семью. Пьяняще странный фильм, где Пазолини мечтателен по максимуму, а Стэмп донельзя притягателен.
– Сэм Уигли (Sam Wigley)
24. «Женщина-арбуз» (1996)
Режиссерка: Шерил Дьюнай
(9 голосов)
«Молодец, подруга!», – эта похвала Шерил в адрес афроамериканской актрисы 1930-х годов Фэй «Женщины-арбуз» Ричардс одинаково применима и к фильму, и его режиссерке. Дьюнай в роли Дьюнай, и Ричардс как ее безупречное создание. «Иногда приходится самой творить историю», – говорится в конце фильма. И «Женщина-арбуз» вошла в историю.
– Софи Мэйер (Sophie Mayer)
25. «Отверженная» (2011)
Режиссерка: Ди Риис
(9 голосов)
Если когда-либо и был квир-фильм, говорящий о том, что значит искать способы стать настоящ_ей, то вот он. Простая очищенная эмоция получает в этой обучающей семейной драме всестороннее толкование. Тут видно, как сильно мы все хотим быть свободными.
– Тофер Кэмпбелл
26. «Малхолланд Драйв» (2001)
Режиссер: Дэвид Линч
(9 голосов)
Импровизируя на классических фильмах о слиянии личностей «Головокружение» и «Персона», Дэвид Линч перестраивает одноименное к названию фильма шоссе, превращая его в ленту Мобиуса. Там Камилла/Рита/Лаура Хэрринг, скорее всего, постоянно разбивается в одной и той же машине, вечно пытается преодолеть собственное смущение в адрес молодой девушки Бетти/Дайан/Наоми Уоттс, перед тем, как их жизни совершают поворот на 180° после бурной ночи в «Club Silencio».
– Сэм Уигли
27. «Портрет Джейсона» (1967)
Режиссерка: Ширли Кларк
(9 голосов)
Тяжело, напряженно и восхитительно. Одна ночь Джейсона Холлидэя и Ширли Кларк в «Отеле Челси».
– Джей Бернард (Jay Bernard)
28. «Собачий полдень» (1975)
Режиссер: Сидни Люмет
(8 голосов)
Прекрасный во многих отношениях фильм, а также одна из наиболее успешных точек в золотом веке американского кинематографа. Исповедальный разговор Аль Пачино с Крисом Сарандоном – один из лучших образчиков экранного мастерства.
– Ли Сингер (Leigh Singer)
29. «Смерть в Венеции» (1971)
Режиссер: Лукино Висконти
(8 голосов)
Висконти, может, и расплавил лицо Дирка Богарда ядовитым театральным гримом, но это один из самых красивых фильмов о любви и смерти, что когда-либо были сняты.
– Сара Вуд
30. «Розовый нарцисс» (1971)
Режиссер: Джеймс Бидгуд
(8 голосов)
Этот неимоверно эффектный фильм, полностью созданный и спродюсированный Джеймсом Бидгудом, являет собой веселый, сексуальный, почти психоделический сборник историй, включающий также неотразимую красоту Бобби Кендалла. Чудо низкобюджетного кинематографа и художественного исполнения.
– Брайан Робинсон (Brian Robinson)
31. «Воскресенье, проклятое воскресенье» (1971)
Режиссер: Джон Шлезингер
(8 голосов)
«Воскресенье, проклятое воскресенье» рассудительно, чувственно и откровенно повествует об эмоциональном бисексуальном треугольнике, где трое людей находятся в болезненном поиске любви и счастья. Высший пилотаж, показанный Питером Финчем в роли гомосексуального врача средних лет, просто незабываем.
– Стивен Борн (Stephen Bourne)
32. «Сорванец» (2011)
Режиссерка: Селин Скьямма
(8 голосов)
Восхитительно скрытный и двойственный, этот спокойный нежный фильм о десятилетнем ребенке, справляющемся с неопределенностью гендерной идентичности, точен и глубоко волнителен.
– Кармен Грей (Carmen Gray)
33. «Похоронная процессия роз» (1969)
Режиссер: Тошио Мацумото
(8 голосов)
Психоделическая транс-эдипическая кровавая баня Тошио Мацумото – нечто абсолютно сумасшедшее, но в самом лучшем смысле этого слова.
– Сэм Эшби (Sam Ashby)
Следующие фильмы получили от 5 до 7 голосов: