Годы идут, а утверждение «угнетаемые не могут угнетать» всё ещё популярно.
На первом курсе колледжа, где учились преимущественно белые студенты_ки, меня часто огорчало, что сверстники_цы отрицали существование расизма. Представляя права квир-людей, Афроамериканцев_ок и людей с разными гендерными идентичностями, я стал_а активно создавать пространства для ЛГБТК+ людей и людей цвета.
На этом жизненном этапе я чётко осознал_а, что означает быть меньшинством во многих пространствах. При этом я не учитывал_а множество своих возможностей и привилегий.
Как моя светлая кожа повлияла на мою жизнь и обеспечила мне безопасность от расизма в определённых ситуациях? Были ли мои мероприятия доступны для людей в инвалидных колясках? А для людей, использующих язык жестов? Как высшее образование моих родителей_ниц повлияло на мой успех в колледже?
Я варился_лась в мыслях о своей маргинальности и упускал_а из виду проблемы других угнетаемых людей, а в худшем случае сам_а угнетал_а их.
Вскоре я понял_а, что в борьбе с угнетением мне необходимо не только говорить о трудностях, но и осознавать и переосмысливать свои привилегии.
Если я претендую на то, чтобы создавать безопасные пространства для всех людей, мне нужно внимательно изучить себя, осознать свои привилегии и свои посылы.
©Guiseppe Lo Schiavo
Трудности в осознании привилегий (и почему это важно)
Этот процесс давался мне с трудом.
Хотя я и понимал_а идею привилегий, я воспринимал_а их скорее как что-то вредоносное для себя, нежели ресурсное. Когда ты живёшь в токсичной расистской, сексистской, гомофобной, эйблистской, фэтфобной, трансфобной и т.д. среде, трудно представить, что у тебя вообще есть какие-то привилегии.
Статус угнетаемых у нас на переднем плане, потому что, по ощущениям, мы сталкиваемся с угнетением ежедневно и больше других.
Настоящая ценность состоит в том, чтобы быть смелыми, говорить во всеуслышание и строить сообщества в совместной борьбе против дискриминации.
И если мы продолжим думать исключительно о нашей маргинализации (или полагать, что мы-то никого не угнетаем), мы придём к худшему сценарию: будучи притесняемыми, мы начнём притеснять ещё больше.
Мы не осознаём, что можем делать что-то стрёмное, и сразу встаём в позу, как только нам за это предъявят. Чтобы избежать ответственности, мы можем сослаться на собственный статус, мол, «я сам_а подвергаюсь _____ , я не могу подвергать этому других».
Такая реакция — большая проблема, и она может привести к ещё большему разделению в обществе.
Вот несколько вещей, которые стоит учитывать маргинализированным людям в процессе осмысления своих привилегий.
©Guiseppe Lo Schiavo
1. Изучать свои привилегии стоит так же, как изучаешь свои угнетённые стороны
Я Афроамерикан_ка, квир и гендерквир, борющ_аяся с тревогой и депрессией.
Также я англоговорящий_ая гражданин_ка США, у меня есть крыша над головой, доступ к медицинской и психологической помощи, у меня нет инвалидности, я принадлежу среднему классу, у меня светлая кожа, худое тело, я учился_лась в колледже, и меня поддерживает моя семья. Это не весь список, что-то я наверняка упустил_а.
Фишка наших привилегий в том, что мы не о всех даже догадываемся. А догадавшись, не всегда понимаем, как они влияют на нашу жизнь.
Если вы белая женщина из рабочего класса, осознайте, насколько вы выигрываете от расизма и положения людей со светлой кожей. Если вы квир-мужчина цвета, нет ли у вас сексистских установок? Социализация влияет на всех нас — будь у нас один или несколько дискриминируемых параметров.
Изучите другие свои идентичности. Будьте открыты тому, чтобы принять свои привилегии в самых разных сферах, будь то дом, офис, спальня, что угодно.
Власть и привилегии существуют во многих сферах, и чем больше мы осознаем (или хотя бы увидим), тем ближе и подготовленнее мы будем к осмысленному будущему.
Дорога не будет лёгкой и ровной, но глубоко понимая все свои стороны и то, как они отличаются от других людей, мы сумеем лучше чувствовать других и выстраивать более крепкие отношения.
©Guiseppe Lo Schiavo
2. Внутри угнетаемых групп тоже существует угнетение
Во время обучения в колледже я участвовал_а в Национальной конференции по вопросам расовой и этнической принадлежности в системе высшего образования, в секции, представляемой вопросами Афроамериканцев_ок. Когда настала моя очередь выступать, я рассказал_а о трудностях, связанных с моей идентичностью Афроамерикан_ки со светлой кожей. Для описания своей кожи я употребила слово “fair” — светлый [это многозначное слово, оно также может означать «чистый», «красивый», «честный», «незапятнанный» и т.д. — прим. пер.].
После выступления ко мне подошла пожилая женщина с более тёмным цветом кожи и начала спорить по поводу слова “fair”. Её поколение понимает этот термин как превосходство: если людей со светлой кожей называют “fair”, то что это означает для людей с кожей тёмных оттенков? Как мы их называем?
Несмотря на то, что я уже думал_а по поводу этой своей привилегии, я был_а ошеломлен_а и испытал_а стыд. Этот разговор стал хорошей напоминалкой: хотя у нас общие предки и история, у меня остаётся моя привилегия.
То, что мы имеем что-то общее с представителями_льницами определённой группы (например, Афроамериканской культуры), не отменяет нашего более или менее выгодного положения внутри неё.
Обратите внимание, как ваши идентичности (наиболее и наименее выраженные) меняются в зависимости от контекста.
Например, хотя моя маскулинная внешность часто подвергается притеснениям и насилию в основной культуре США, она даёт мне привилегии во многих квир- и фем-пространствах.
Ещё стоит принять, что иногда маргинализированные персоны предпочитают взаимодействовать только друг с другом. Просьба «остаться дома тем, кто нас поддерживает» может обескуражить: «Как же так, мы же солидарны с вами!»
Из-за постоянной необходимости защищать себя люди в этих пространствах и сообществах могут вести себя агрессивно.
Поймите, что, несмотря на причастность к группе, всегда есть вещи, которыми вы не готовы поделиться с другими представителями_ницами. Так же и наоборот.
©Guiseppe Lo Schiavo
3. Важно выслушать и принять чужой опыт, а уже потом говорить о своём подобном
Когда мы собираемся в поисках поддержки после очередных факапов, мы больше всего на свете хотим, чтобы наш опыт приняли. Когда мы делимся нашей болью, мы ходим принятия и понимания.
В то же время мне тяжело назвать поддерживающей ситуацию, когда я делюсь своей болью от столкновения с расизмом, а белый цис-мужчина из среднего класса говорит: «Да, сестра, я гей, поэтому я понимаю твою боль».
Вместо того, чтобы сразу искать общее, проявите эмпатию и сначала спросите, нужна ли поддержка в принципе.
Постарайтесь найти золотую середину между видением собственного опыта в сравнении с чужим и отрицанием уязвимости человека в том, чем он_а с вами поделился_лась.
4. Отнеситесь с пониманием к себе и другим
Это непросто. Особенно когда сталкиваешься с дискриминацией ежедневно. Я знаком_а с чувством, когда тебе предъявляют за твои привилегии. В результате я стал_а активистом_кой.
Всякий раз, когда я вижу (или мне говорят), как из-за какой-то привилегии я на что-то закрыл_а глаза, сам_а угнетал_а кого-то или продемонстрировал_а «особое» право на что-то, в голове начинается неразбериха: «Как я до этого докатился_лась? Я же знаю, что такое притеснение! Я должен_на помнить».
Возникающие в результате дискриминации чувства вины и неуверенности — вещь неприятная. Но я принимаю их как часть процесса обучения (и разучивания!). Когда-то мне самому_ой нужно было научиться самопрощению. Регулярному. И тому, чтобы раз за разом становиться лучше.
Оставайтесь верны себе. Осознание своих сил не решит всех ваших проблем, возникающих только из-за того, кто вы есть, равно как и опыт дискриминации не означает, что у вас нет никаких привилегий.
Научитесь прощать себя за ошибки и принимайте ответственность за свои действия.
©Guiseppe Lo Schiavo
5. Помните, ради чего вы это делаете
Люди — существа сложные. Как в плане идентичностей, так и в плане веры, действий, ценностей. И наше понимание себя (целиком!) значительно влияет на нашу борьбу с угнетением.
Изучение своих сил и решение отдать их часть — эмоционально энергозатратные процессы. Особенно когда не особо понимаешь, ради чего это всё.
А суть в том, что от этого процесса выигрывают даже люди с несколькими маргинализированными идентичностями.
Внимательное изучение своих привилегий позволяет лучше понимать себя, расширяет взгляд на вещи, происходящие с нами, даёт нам возможность смотреть на ситуации не только с позиции жертв.
И как только мы увидим, какой вред порой приносим, мы сможем менять своё поведение и создавать более сильные объединения. Мы можем переосмыслить привилегию как что-то, что у нас есть, но что мы также можем использовать для изменений.
ЭмДжей — Афроамериканка, квир и гендерквир, преподаватель_ница, активист_ка, писатель_ница и музыкант_ка из Окланда. Он_а верит в силу сторителлинга, уязвимости, общности и творческого выражения в создании движений и сообществ.