Гендерные стереотипы присутствуют фактически во всех сферах жизни. Даже в тех, которые у нас ассоциируются со смелостью, свободой или самовыражением, например, в искусстве или в тату-мастерстве. С помощью татуировки мы рассказываем о себе и сохраняем воспоминания — казалось бы, здесь нет места штампам. Но когда я столкнулся с этим на своём опыте, то понял, что это не так.
Если кратко, оказывается, существуют «мужские» и «женские» татуировки, и мужчине набить «женскую» или женщине «мужскую» — нежелательно. Не обошлось и без порции мизогинии: даже одинаковые рисунки для мужчин и женщин будут иметь разное значение. Если на теле мужчины тату якобы говорят о таких положительных качествах, как верность, серьёзность, стремление к свободе и так далее, то те же изображения на теле женщины «свидетельствует» об эгоизме, лицемерии, распущенности, капризности и т.п. На сайтах салонов прошлись и по мотивации: например, «милым дамам хочется элегантных узоров и милых изображений, призванных подчеркнуть нежность и утончённость женской натуры», а мужчины, напротив, «стремятся подчеркнуть свою брутальность, силу и мужественность».
В итоге для мужчины тату — способ выразить жизненные принципы и идеалы, показать свою брутальность, их делают, чтобы оставить напоминание о важных и памятных событиях. Мужское тату — языческие узоры, хищники, надписи, люди и эпические полотна. Для женщины же тату — способ привлечь восхищённые взгляды и защитить себя от зла. А женские тату — абстрактные узоры, милые животные, цветы и имена детей, родителей и любимых.
Помимо сексизма в этом «информировании» ещё и масса трансфобии. Речь всегда идёт о «мужских» и «женских» телах, под которыми подразумевается строго определённый фенотип. Например, мужчинам советуют делать чёрно-белые тату — они «больше подходят их телослложению». Женщинам не рекомендуют делать татуировки на некоторых местах, чтобы «не демонстрировать распущенность». В такой системе невозможно развести биологический пол и гендер, и уж точно там просто нет места для небинарных персон.
© Иллюстрация Лены Немик
Я подумал: может быть, это просто устаревший свод правил и толкований, который в реальной жизни мастерами не используется. Но, судя по опыту других людей, существуют и мастера — приверженцы подобной системы, обращающиеся с клиентами в рамках гендерных стереотипов и с немалой долей сексизма.
Героини этих историй пока не сделали татуировку — стререотипы окружения мешают им выбрать тот эскиз, который хочется, но они не теряют решимости осуществить свои планы в будущем.
Елена Петрова
Мне всегда говорили, что тату — это нечто «мужское». «Мужское» было плохим и неправильным: «что ты как мужик...», «ну разве это для девочки — заниматься лошадьми?», «тебе надо было мужиком родиться»…
Потом был период, когда я выбирала местоимение «он/его» — как будто это что-то решает и «нормализует» меня. Сейчас я пансексуал_ка, гендерквир. Людям проще с местоимением «она», ну и пусть — для меня это утратило какое-либо значение.
Однажды я делала личную фотосессию, и для соответствия своему образу нарисовала себе временное тату — простым маркером. После съёмки я вернулась домой и получила от своего партнёра очередную порцию недовольства: от макета ведь не далеко до перманентного тату, а с тату я стану «хуже», «чужой», «не такой». Идея получила «мужское» клеймо: за дизайн и внешний вид, за то, что она предназначена «женскому» и «старому» телу (по «их» логике, я старая — ведь только молодёжь может делать тату).
«Тату на всю жизнь», — убеждают меня. А моя душевная боль и мои воспоминания не на всю жизнь? Или это не моя жизнь, и я должна отдать своё тело кому-то в состоянии «мало б/у»?
Я всё равно решила сделать её в определённый момент своей жизни. Она начнётся с нескольких колец на плече и будет постепенно расти. Эта идея пришла ко мне из фильма «Фонтан» — там главный герой делает татуировку, похожую на годичные кольца дерева, и повторят: «Это всё ты» (имеется в виду память об умершей парнёрке).
Аналогичный смысл такого же тату уже вложен в сюжет моей книги.
Маланья
Тату я хочу сделать очень давно. Присмотрела примерные эскизы и планирую набить в честь поступления в иностранный университет на ветеринарную специальность (ветеринарная хирургия).
Но, рассказав о своём плане родным, я получила целую волну возмущений: мне стали рассказывать, что тату для девушки — это «грязно», что «правильной» женщине нельзя выделяться или выглядеть «вызывающе», она «должна быть скромной и мало разговаривать», «не перечить мужчине». По их мнению, из-за тату меня могут изнасиловать, и в этом я буду «виновата сама».
Миленький план — утверждать, что я сама буду виновата в насилии, если просто буду самовыражаться.
© Иллюстрация Лены Немик
В моей семье есть люди, которые относятся лояльно к самой идее татуировки. Но и они предлагают мне выбрать изображения, которые, по их мнению, «подходят девушкам». Многим кажется, что татуировки для «хороших девочек» не должны выходить за рамки «мультяшных сердечек», а проработанные и сложные тату — удел мужчин. Однажды мне сказали, что девушки «слишком просты для подобных вещей».
Все эти комментарии идут вразрез с тем, каким я сама хочу видеть своё тело. Я выбрала тату со змеёй по многим причинам. Прежде всего это символ выбранной мной профессии — белая змея считается покровителем хирургов. И хотя родственники с пеной у рта доказывают мне, что я «впущу в себя Дьявола» и что «с таким сильным символом справится только мужчина», я всё равно чувствую, что мой выбор отражает меня больше, чем чужие фантазии о том, что и кому подходит.
Я встречала многих тату-мастеров, и — как и в других профессиях — среди них много тех, кого я могу назвать сексистами. У некоторых в профилях можно найти посты или видео про то, какие татуировки «набьёт себе только грязная девушка», «топ-5 самых мерзких тату для мужика» и т.д.
Я всегда злюсь, когда встречаю подобное. Причём сексизм идёт не только со стороны мужчин-мастеров, которые часто смотрят на меня и других девушек с издевательской снисходительностью, но и от женщин-татуировщиц, которые зачастую агрессивно критикуют эскиз клиента / клиентки, рассказывая про пресловутые «гендерные роли».
К счастью, не все мастера такие, особенно в последнее время. И это очень радует: теперь всегда есть возможность найти альтернативу, если тату-мастер пытается влезть вам в душу и навязать своё мнение.
Стереотипы и предубеждения, связанные с татуировками на наших телах, часто укоренены в каких-то архаичных или псевдорелигиозных идеях. Они ограничивают свободу самовыражения многих людей. Мне кажется, чтобы искоренить стереотипы, нужно заниматься просвещением людей, чтобы они потом с серьёзным видом не говорили никому, что «тебя ночью в Ад уволочёт Сатана за тату со змеёй».
© Иллюстрация Лены Немик
Сталкиваться со стереотипами в сферах, связанных с самовыражением, особенно тяжело. Татуировка — это просто татуировка, у неё нет гендера. Каждый вкладывает в символ то, что хочет, наносит на тело узор по личным причинам, и на самом деле значение и поводы для тату, конечно же, будут отличаться от тех стереотипно гендерных, прописанных в разделах «мужских» и «женских татуировок».
Хочется, чтобы все участники процесса понимали это, а мастера и мастерицы видели в клиентах и клиентках прежде всего индивидуальности, а не гендерные роли. Если вы работаете с искусством татуировки, не убеждайте клиентов, что им непременно нужна тату, которая подойдёт им в связи с приписанным при рождении полом. Не судите о гендере человека по его выбору или телу, если кто-то поделился с вами своим планом, — все эти комментарии задевают представления человека о себе и своём образе и могут легко подорвать чувство безопасности и самоценности. Ну а если вы решили сделать себе татуировку, ориентируйтесь только на себя и помните, что ваше тело — это только ваше дело.