В детстве я смотрела на супер-героев в кино и думала «о, да, я буду такой» или «о! я тоже так хочу». Когда же подросла, не нашла ни одного фильма, в котором любовь была бы такой, как мне хотелось.
Когда же подросла, не нашла ни одного фильма, в котором любовь была бы такой, как мне хотелось. Там были какие-то люди, они решали какие-то проблемы и разбирались с чувствами, совершенно мне не понятными.
Что-то не так, должно же где-то быть «мое кино», которое я буду смотреть и чувствовать. Первым таким фильмом из списка «моего кино» стал «Вас не догонят», потом «Джия», потом «Тельма и Луиза» и еще-еще…
«Под ложечкой сосало, но не только от осознания «наконец-то!», но и от ясного понимания, что моя жизнь будет несчастной, тяжелой и короткой»
Было пару фильмов со счастливой концовкой, но в них было все так сказочно, что проще было снова поверить в Деда Мороза, чем в то, что это возможно в реальной жизни.
С тех пор прошло около 10 лет. Прочувствовав на своей шкуре, я могу авторитетно заявить: кино вместе с обществом в вопросах гомосексуальности сделало решительные шаги вперед. Уж не знаю, кто кого тянул вперед — то ли кино снимали и сеяли вечное-доброе, то ли в обществе менялся климат, заставляя продюсеров и режиссёров подстраивать под спрос.
Последние фильмы, которые приходят на ум — это «Клуб Джейн Остин», обычный фильм, где всех героев понемногу, среди них есть лесбиянка, она просто есть, и это принимается как должное. Или этот ужасный блокбастер «Сумеречный охотники», про беспощадных и безмерно крутых борцов со злом, один из которых гей, но это совершенно не важно. Или скандальный фильм «Жизнь Адель». На мой взгляд, чтобы о нем не говорили, самое главное в фильме то, что он рассказывает об отношениях, тот факт, что они гомосексуальные — дело десятое.
Мне стало интересно разобраться, какое оно, «гомосексуальное» кино? Как жили геи и лесбиянки 30, 40 лет назад? Как кино повлияло на общество? Как общество повлияло на кино?
Представляю вашему вниманию первый текст из цикла статей, посвященных истории ЛГБТ-кино. В нем я затрону период с начала кино (1895) до 1920 года.
Экспериментальный звуковой фильм Диксона (США, 1894/95)
Если верить (а что нам еще остается?) списку ЛГБТ–фильмов, то самый первый фильм, в котором можно рассмотреть гомосексуальные отношения — это Экспериментальный звуковой фильм Диксона, снятый то ли в 1894, то ли в 1895-м году. Напомню, что официальный день рождения кинематографа — 28 декабря 1895 года, когда братья Люмьер показали «прибытие поезда» в парижском «Гран-кафе» на Бульваре Капуцинок. Вполне возможно, что фильм Диксона — не только первый ЛГБТ-фильм, но и первый фильм вообще.
Диксон и Томас Эдисон сняли короткую зарисовку, где двое мужчин танцуют под скрипку. Сам скрипач Диксон играет на скрипке в гигантскую трубу для записи звука. Что удивительно и совершенно потрясающее, звуки его музыки тоже были записаны, но лишь в 2000-м году, после долгого разрозненного существования, видео и аудио дорожки наконец-то соединились воедино.
Часть кино-историков оспаривают наличие гомосексуальных мотивов в фильме, они утверждают, что в те времена танец между двумя мужчинами был как танец двух подружек на школьной дискотеке — то ли проявление дружбы, то ли потому что рядом никого не оказалось.
Я не знаю, кому верить. Знаю только, что Диксон и Эдисон, в отличие от тех же Люмьеров, снимали только постановочные фильмы. Почему же записывая проект, над котором так долго трудились, взяли двоих парней?.. Думаю, эта загадка никогда не будет разгадана.
Алджи-золотоискатель (США, 1912)
В 1912 году в США выходит еще один короткометражный фильм Алджи-золотоискатель (Algie, the Miner). В этой короткой зарисовке всего 10 минут повествуется о том, как городской парень Элджи, влюбленный в дочь какого-то сноба, заключает с ним пари о том, что станет настоящим суровым Мужчиной за один год, тогда он сможет жениться на его дочке. Элджи едет на Дикий Запад, чтобы сдерживать свое слово.
Из «гомосексуального» в фильме — только карикатура на женственность Элджи. Сначала он пытается целовать двух бандитов в знак благодарности, ходит, виляя задом так, что можно только догадываться, как он его себе не вывихнул. Время идет, Элджи становиться Мужчиной и, размахивая пистолетом перед носом тестя, победно едет забирать свою возлюбленную.
Если здесь и был позыв к гомосексуальности, то сформировать его можно так: «все это дурости, поезжай на Дикий Запад и становись Мужчиной».
Очарование Флориды (1914, США)
И снова американцы. Фильм основан на романе (1891) и одноименной пьесе (1896) авторов Фергюса Редмонта и Арчибальда Гюнтера.
Лилиан Трейверс, богатая женщина с севера, собирается выйти замуж. Она получает волшебные семечки, которые способны превращать своего владельца в человека противоположного пола. Лилиан решает съесть одну сама, другую подбрасывает служанке, а третью — жениху. Преобразование Лилиан в Лоуренса Тальбота также рассматривалось как преобразование в лесбиянку мужеподобного типа. Такому прочтению способствовала дальнейшее по сюжету преобразование жениха Лилиан в человека, выглядевшего как женоподобный мужчина.
Вот такой незатейливый сюжет. Гомосексуальные мотивы я усмотрела только в том, как млели женщины, когда главная героиня Лилиан, уже приняв семечку, но сохранив женский облик, за ними ухаживала. Они таяли, как мороженое в жаркий день.
Любопытно, что «смена пола» — не единственное перевоплощение в фильме. Черных слуг в «Очаровании Флориды» играли белокожие люди, покрашенные черной краской.
Крылья (1916, Швеция)
Что приятно, европейцы тоже не дремали. Шведы, пока американцы потешались над образом гомосексуала, а Германия, Россия, Англия и Франция пытались выяснить на полях Первой мировой (1914-1918) кто из них круче, сняли настоящую драму. «Vingarne» — Крылья. В основе фильма любовный треугольник: скульптор — гей, модель скульптора — биссексуал и злая графиня — натуралка. К сожалению, найти сам фильм и подробную информацию о нем мне не удалось.
Сами шведы пишут об этом кино-шедевре сдержанно: «Да, это первый в мире фильм, где один из героев гомосексуален. Это первый в мире фильм, где есть сцена гомоэротического содержания…» Вот такая немногословная страница истории ЛГТБ-кино.
Немцы в 1928 году снимут на шведский фильм культовый ремейк «Michael». Но об этом в свое время.
Не такой, как все (1919, Германия)
Ну, и наконец! Главный герой сегодняшнего поста, фильм пятый, «Не такой, как все».
Представьте себе Германию после первой мировой, в которой она же была зачинщицей и понесла самый большой урон после окончания войны. Сломлен дух народа, немцы впали в глубокую депрессию (и не только экономическую), пытаясь бороться с ней, почитывали Достоевского и соглашались: жизнь — страдание. Когда же не страдали, то ходили по кабакам и борделям, коих после войны было очень много. Женщины, оставшиеся одни после гибели мужей, отцов, сыновей, одним словом — кормильцев, могли заработать только одним способом.
И вот на фоне всего это морального и нравственного упадка выходит в кинопрокат, на мой взгляд, один из самых нравственных и возвышенных фильмов, который учит любви и равенству.
Фильм «Не такой как все» («Anders als die Andern») снял режиссер Рихард Освальд в соавторстве с доктором Магнусом Хиршфельдом. Последний был известный немецкий врач еврейского происхождения, сексолог, исследователь человеческой сексуальности, защитник прав сексуальных меньшинств.
Хиршфельд основал «Научно-гуманитарный комитет», первую в мировой истории организацию, защищавшую права геев в 1897 (!) году. Разрабатывал петицию против параграфа 175, запрещающего гомосексуальные контакты между мужчинами (о женской гомосексуальности в статье не упоминалось), собрал более 6 тысяч подписей, среди которых были такие выдающие люди как Альберт Эйнштейн, Лев Толстой, Эмиль Золя, Герман Гессе и Томас Манн. В 1899 году организовал выпуск первого печатного издания, предназначенного для геев и лесбиянок «Ежегодник промежуточных сексуальных ступеней».
В 1910 году Хиршфельд вводит в употребление понятие «трансвестит», а в 1919 он вместе с Освольдом снимет фильм, а потом еще и еще… Ничего удивительного в том, что когда пришли фашисты, все его труды были сожжены или уничтожены.
Если о самом фильме, то это просто шедевр, куда создатели смогли вместить целую жизнь героя, его поиск и принятия себя, несчастную любовь, лекцию о гомосексуальности (в которой приводятся реальные исторические факты, очень любопытные), бары для гомосексуалов, приемы у сексолога, прямые призывы бороться за свое счастье, бороться с предрассудками общества и многое другое.
Сам Магнус Хиршфельд на премьере сказал публике следующее: «…фильм, который вам первыми сейчас предстоит увидеть, позволит приблизить то время, когда будет покончено с темной безграмотностью, наука победит предрассудки, закон одолеет беззаконие, а человеческая любовь одержит победу над человеческой жестокостью и невежеством».
Судьба у фильма была не очень счастливой. Он вызвал большой резонанс, толпы просто ломились, чтобы его увидеть, но цензура запретила этот революционный фильм. Показ осуществлялся только для врачей и медицинских исследователей. В 1933 году нацисты его уничтожили, но некоторые фрагменты были обнаружены в 1990-х гг. в трофейном архиве в России, и восстановлены. Целый же ряд сцен известен только по рукописи.
Так прошли первые 25 лет кинематографа. Мне кажется, вполне неплохо, американцы шутили над гомосексуальными образами, европейское кино сострадало геям. Важно, на самом деле, только одно — вопросы гомосексуальности поднимались с самого начала кинематографа.
В следующий раз мы окунемся в Германию 1920-1930 гг., откроем Ящик Пандоры (Die Büchse der Pandora, 1929 г.), узнаем, что писали потерянные девушки в своих дневниках (Diary of a Lost Girl, 1929 г.), о том, что происходит в фильме с шокирующим названием «Geschlecht in Fesseln» (Секс в рабстве), и многое другое.
Ольга Шидловская