Откуда он взялся?
Хотя сейчас эмоциональный труд определяют как управление собственными эмоциями, термин, который ввела социологиня Арли Хохшильд, изначально касался эмоций, которые мы подавляем, усиливаем или меняем иным образом в профессиональной деятельности. К примеру, стюардесса должна бессменно улыбаться, даже если она голодна, устала и не спала двое суток. Или представительницы службы поддержки, которых периодически просят «убрать кислую мину», чтобы у клиент_ок не сложилось негативного впечатления о магазине. Такое управление эмоциями предписано самой организацией, абсолютно необходимо для работы и, по сути, институционализировано.
Причём же здесь гендер?
По данным Белстата, на начало 2019 года 68,5% женщин в Беларуси заняты в сфере услуг.
Однако важно не сколько женщин занято в отрасли, которая требует интенсивного ежедневного «эмоционального труда», а каковы его последствия для женщин в глубоко патриархальном обществе. Представьте, сколько стюардесс должно поддерживать «приятное расположение духа» перед лицом сексуальных домогательств со стороны мужчин-клиентов лишь потому, что этого требует работа. В подобной ситуации эмоциональный труд закрепляет патриархальное распределение власти и лишает женщину голоса, объясняя это профессиональными требованиями.
Однако эмоциональный труд — не только институциональное требование, этого от женщины ожидает общество. Способность выполнять эту работу часто рассматривается как неотъемлемое качество женщин в трудовой сфере, ведь считается, что женщины от природы более заботливы, внимательны, интуитивны и чутки. Таким образом, эмоциональный труд подаётся как «внутренняя потребность, стремление, предположительно идущее из глубин нашего женского характера», — говорит Джесс Циммерман — эссеистка, главная редакторка журнала «Electric Literature».
© Felicia Simion
Почему это важно?
Когда термин эмоциональный труд начал распространяться в интернете, многие работающие женщины заговорили. Для них очевидно, что «эмоциональная работа» на рабочих местах лежит на них, будь то организация празднования дней рождения, замена фильтра для кофе, поддержка новых сотрудни_ц. И даже если «эмоциональная работа» не является организационным требованием, ожидания, постоянно возлагаемые на женщин в частной сфере, отражаются в сфере общественной. И женщины злятся не без причины. Во-первых, дополнительная «эмоциональная работа», которую выполняют женщины, считается проявлением врождённых характеристик — мол, женщинам это в радость. Во-вторых, в то время как женщины должны заботиться о чужих потребностях и желаниях, мужчины получают свободу (а иногда задачу) быть эмоционально ленивыми.
В чём интерсекциональность?
Есть и иные социальные идентичности, определяемые классом, сексуальной ориентацией, физическим здоровьем, религией и т.д. Когда гендерная идентичность пересекается с ними, появляется дополнительная эмоциональная работа, потому что человек вынужден «вежливо и рационально» справляться с дополнительными неудобными или неприятными ситуациями на работе и вне её.
Приходится постоянно объяснять коллегам, почему их замечания оскорбительны, и нести ответственность не только за своё эмоциональное состояние, но и за «сообщество». И наконец, женщинам из маргинализированных групп постоянно приходится подавлять гнев. Он не только считается «неженственной эмоцией», его выражение может быть небезопасным. Многие женщины контролируют свои эмоции, чтобы выжить в патриархальном обществе, которое практически не оставляет им выбора. Подумайте обо всех тех случаях, когда вас в открытую рассматривали, нарушая ваше личное пространство, а вы могли разве что отводить взгляд. Это и есть «эмоциональная работа», которую женщинам приходится выполнять в повседневной жизни. Она не только истощает и изматывает, но также травмирует.
© Michael Zuhorski
Что делать?
Существует мнение, что важно разделять эмоциональный труд в общественной и частной сферах. Например, Хохшильд полагал: признать эмоциональный труд институционализацией «управления эмоциями» необходимо, чтобы внести изменения в политику и культуру труда. Это могло бы помочь преобразовать некоторые из его последствий, касающихся гендера. Для многих, однако, это различие размыто, но очевидно, что люди хотят это обсуждать. Похоже, что все обсуждения были монополизированы белыми женщинами среднего класса из богатых стран, а важные слои социальной реальности исключены из понимания этой концепции.
Необходимо привнести многообразие в обсуждение этой темы. И что же мы предлагаем? Только не говорите, что эти феминистки собираются просить компенсацию за эмоциональный труд! В идеале — да, но речь не о том. Скорее, мы предлагаем пересмотреть и признать, что постоянное эмоциональное усилие, а также создание пространства для потребностей и желаний других обесценивается, истощает и ложится на плечи женщин, и да, это «работа». Как говорит Джесс Циммерман: «Я не жду, что мне заплатят миллион долларов теперь, когда я помню о ценности эмоционального труда. Я вообще ничего не жду. Но по крайней мере, отныне я знаю, что когда ничего не получаю, меня обманывают. А это уже что-то».