13 лютага 2017

«Я — художница, причем это -ца долго было вопросом» — интервью с Дашей Бубен

17 431
Даша Бубен — беларусская фотографка и художница. Училась в минской Академии Искусств и варшавской Академии фотографии, долгое время делала фото для рекламных проектов, работала фоторедакторкой в журнале «Таймер». После года жизни в Варшаве Даша вновь временно перебралась в Минск.
«Я — художница, причем это -ца долго было вопросом» — интервью с Дашей Бубен
© photo by Kate Shumak / Портрет девушки, средний план. Это Даша, героиня материала. Она одета в черную атласную комбинацию на бретельках. Ее руки подняты вверх и скрещены за головой. В подмышках проступают очертания черных волос. У нее длинные каштановые волосы, чуть приоткрытый рот с накрашенными красной помадой губами. Фон — бело-голубой.

Я увидела фотографии Даши из серии #everydayifindnewpussy в интернете. Сперва захотела написать ей, чтобы попросить разрешения «утащить» фотографии в социальные сети MAKEOUT, но потом поняла, что мне интересно узнать, что за человек стоит за этими снимками и как возникла идея проекта. Так мы встретились с Дашей в одном из баров на Октябрьской, чтобы наконец познакомиться и поговорить об искусстве, феминизме и поисках идеала.


— Расскажи, пожалуйста, про проект «everydayifindnewpussy».

— Проект начался очень спонтанно. Во-первых, это, конечно же, декларация собственной женственности и восприятия себя как женщины. Лет до тридцати у меня с этим были серьезные проблемы. Я постоянно сопротивлялась тому, что я женщина. Принятие себя происходило достаточно сложно, я была жуткой мизогиничкой.

— В чем это проявлялось?

— В моей семье очень сильные женщины. Такой кремень, паровоз, который несется всегда вперед. Для меня пример такой сильной женщины — это про must have. Ты все делаешь сама и вообще нет другого пути. Соответственно, вырабатывалась мизогиния в отношении женщин, которые проявляют свою слабость, которые говорят, что им нужна мужская опора. В какой-то момент я осознала — что за ад, почему я так считаю? Нужно прекратить страдать всей этой патриархальной херней, потому что мизогиния — это абсолютно то же самое! Неужели женщина состоится только тогда, когда она может проявить свою силу, а все остальные, значит, просто никто? Они слабые? Нет! И я этот биологический, просто натуралистический момент декларировала. Это классно, это прекрасно, я обожаю женщин, они все прекрасны в любом своем проявлении.

Переломный момент собственного феминизма случился, когда я перешла на «третью волну» и приняла, что женщины — такие разные и этим прекрасные. Я приняла собственную слабость. Я могу быть и сильной, и слабой, и истеричной — разной.

Мне очень интересен объектный мир, и через него я часто затрагиваю какие-то темы, важные для меня, преодолеваю собственную фрустрацию. Еще это была какая-то провокация, потому что нас с детства пичкают фрейдизмом и фаллическими символами. Знаешь, это просто такое «да ладно, чуваки, окститесь, женского столько же, сколько мужского». Это началось в Варшаве. Когда мы с друзьями ходили гулять, я всегда находила какой-то объект, который я могу сфотографировать. Хоть и не каждый день я нахожу что-то, но фотографирую достаточно часто. Бывают передышки: иногда я прямо ищу-ищу объекты, вижу их ежедневно, но иногда это уходит на другой план, потому что голова занята чем-то другим. Интересно то, что люди, которые со мной гуляли по городу и видели, как я фотографирую, через пару дней начали присылать мне свои снимки: «Даша, это повсюду!»


Чтобы познакомиться с фотографиями поближе, нажмите на миниатюру

«Я — художница, причем это -ца долго было вопросом» — интервью с Дашей Бубен«Я — художница, причем это -ца долго было вопросом» — интервью с Дашей Бубен«Я — художница, причем это -ца долго было вопросом» — интервью с Дашей Бубен«Я — художница, причем это -ца долго было вопросом» — интервью с Дашей Бубен«Я — художница, причем это -ца долго было вопросом» — интервью с Дашей Бубен«Я — художница, причем это -ца долго было вопросом» — интервью с Дашей Бубен«Я — художница, причем это -ца долго было вопросом» — интервью с Дашей Бубен«Я — художница, причем это -ца долго было вопросом» — интервью с Дашей Бубен«Я — художница, причем это -ца долго было вопросом» — интервью с Дашей Бубен«Я — художница, причем это -ца долго было вопросом» — интервью с Дашей Бубен«Я — художница, причем это -ца долго было вопросом» — интервью с Дашей Бубен«Я — художница, причем это -ца долго было вопросом» — интервью с Дашей Бубен«Я — художница, причем это -ца долго было вопросом» — интервью с Дашей Бубен«Я — художница, причем это -ца долго было вопросом» — интервью с Дашей Бубен«Я — художница, причем это -ца долго было вопросом» — интервью с Дашей Бубен«Я — художница, причем это -ца долго было вопросом» — интервью с Дашей Бубен«Я — художница, причем это -ца долго было вопросом» — интервью с Дашей Бубен«Я — художница, причем это -ца долго было вопросом» — интервью с Дашей Бубен«Я — художница, причем это -ца долго было вопросом» — интервью с Дашей Бубен«Я — художница, причем это -ца долго было вопросом» — интервью с Дашей Бубен«Я — художница, причем это -ца долго было вопросом» — интервью с Дашей Бубен«Я — художница, причем это -ца долго было вопросом» — интервью с Дашей Бубен«Я — художница, причем это -ца долго было вопросом» — интервью с Дашей Бубен«Я — художница, причем это -ца долго было вопросом» — интервью с Дашей Бубен«Я — художница, причем это -ца долго было вопросом» — интервью с Дашей Бубен«Я — художница, причем это -ца долго было вопросом» — интервью с Дашей Бубен«Я — художница, причем это -ца долго было вопросом» — интервью с Дашей Бубен«Я — художница, причем это -ца долго было вопросом» — интервью с Дашей Бубен«Я — художница, причем это -ца долго было вопросом» — интервью с Дашей Бубен«Я — художница, причем это -ца долго было вопросом» — интервью с Дашей Бубен«Я — художница, причем это -ца долго было вопросом» — интервью с Дашей Бубен«Я — художница, причем это -ца долго было вопросом» — интервью с Дашей Бубен«Я — художница, причем это -ца долго было вопросом» — интервью с Дашей Бубен«Я — художница, причем это -ца долго было вопросом» — интервью с Дашей Бубен«Я — художница, причем это -ца долго было вопросом» — интервью с Дашей Бубен«Я — художница, причем это -ца долго было вопросом» — интервью с Дашей Бубен«Я — художница, причем это -ца долго было вопросом» — интервью с Дашей Бубен«Я — художница, причем это -ца долго было вопросом» — интервью с Дашей Бубен«Я — художница, причем это -ца долго было вопросом» — интервью с Дашей Бубен«Я — художница, причем это -ца долго было вопросом» — интервью с Дашей Бубен
Работы из проекта «everydayifindnewpussy» / Подборка из изображений разнообразных предметов, которые внешне могут напоминать вагину. Раскрытый цветок, раскрытая косметичка, дупло дерева и другое.


— Как много фотографий из этого проекта ты потом демонстрировала публично?

— Две трети, наверное. В инстаграмме — это все, что снято на телефон. Есть еще пленочные снимки. Что-то я не публикую. Жду момента.

— Это связано с эстетикой или концептуальностью? Мол, что-то не дотягивает?

— Есть такой момент. Это еще одна тема — тема идеала. Я очень требовательна к себе и стремлюсь к какому-то идеалу… Точнее, в меня заложили это стремление к идеалу и я только сейчас понимаю, что все это — надуманная какая-то хрень. С фотографией то же самое. Я стремлюсь к идеальной картинке. Сейчас я стараюсь полегче к этому относиться и думаю, что я уже публикую какие-то снимки, которые мне кажутся «мм, тут недостаточно хороший цвет, чтобы он появился в моем инстаграмме». Это очень интересный процесс.

— У тебя есть также много портретных работ. Вот, например, фотография где ты с красной помадой и небритой подмышкой.

— Эта фотография с подмышкой — это тоже все туда: эксперименты над собой, с собственной женственностью и сексуальностью. Этот снимок из проекта «Неидеальность», про восприятие себя неидеальной. Такой, какая я есть. Он продолжается, волосы растут и скоро картинки будут совсем другие. Это работа с глубокими комплексами, страхами — такая переработка этих страхов.

— Не было страшно публиковать эти снимки?

— Нет, вообще нет. Наверное, мне было бы и сейчас страшно опубликовать снимки с моими волосатыми ногами. Я этого до сих пор не сделала. Думаю, сделаю через какое-то время. У меня очень волосатые ноги. Мне раньше казалось, что женщина просто не может быть такой. Я вообще себя не принимала. Для меня это был очень болезненный момент. Раньше я всегда удаляла волосы. Они отрастают — и у меня начинается паника. Я решила посмотреть, как это может выглядеть. Начала общаться со своими подругами. Одна из них модель и, как я думала, у нее вообще не могут расти волосы на ногах. И она мне говорит: «Даша, успокойся. Так у всех. Да, они у тебя темнее, возможно, ну и что». Для меня это было таким откровением. Опять же — я жила в этом патриархальном видении о том, как должна выглядеть женщина, и мне казалось, что если ноги не гладкие и не как у младенца — это просто неприемлемо.

«Я — художница, причем это -ца долго было вопросом» — интервью с Дашей БубенФотография из проекта Даши "Self Religioned" / Две фотографии, соединенные друг с другом. На первой — дорожный знак рекламы радио. На нем изображен голубой лик Девы Марии на белом фоне, а также голубыми буквами написано Radio Maryja и указание на FM-частоту волны. На заднем фоне — серая бетонная стена и верхушки деревьев. На второй фотографии — изображение девушки. Ее лицо расплывчато, черты лица скрыты за вспышкой цвета, а от головы исходят разноцветные лучи, напоминающие нимб. Девушка одета в черную юбку или штаны, а также в белый просвечивающийся бюстгальтер. Она держит одну руку на талии, а другую поднесла к лицу.

— Какие у тебя сейчас отношения со своим телом?

— Я подписалась на кучу инстаграммов феминисток. Я худая с детства. Мне повезло. Я никогда не пыталась сбросить вес. Но у меня всегда были комплексы по поводу этой моей шерсти, и я поняла: господи, как много комплексов, стереотипов нам закладывается, как это тяжело — не принимать свое тело. Это серьезная проблема. Поэтому, когда мне говорят «расслабься, да никого это не волнует», я до сих пор не могу этому поверить. Со многими проблемами ты остаешься наедине и не особо можешь их обсудить с кем-то. С подружками, почему-то, мы охотнее поговорим про искусство, политику, любовников и партнеров. Это очень интересно, почему так.

— Насколько ты считаешь себя вовлеченной в местное, беларусское художественное сообщество?

— Только в последний год я начала мыслить себя художницей. До этого я была абсолютно коммерческим фотографом. Я занималась журналом «Таймер» как фоторедактор и всегда у меня была такая мысль, что я недостаточно хороша, чтобы быть художницей. У меня недостаточно глубокие мысли, проекты… Я себя всегда занижала. Поехав в Варшаву и отучившись там в Академии фотографии, я убедилась, что можно делать все, что хочешь, декларировать все, что хочешь, быть собой. Ничего не бойся, просто иди по своему пути. Для меня это был переломный момент, очень важный. Я уехала с мыслью о том, что хочу начать мыслить себя иначе. Всегда была эта потребность быть художницей. Это была моя розовая мечта и сейчас она приобретает какие-то формы. Я уверена в своих силах. Понимаю, что мне есть что сказать и что мой визуальный язык очень крепкий, очень сильный, но я делаю какие-то первые шаги в плане self-promotion, социальных медиа… Таких вещей, когда вокруг тебя должно возникнуть информационное облако, в котором ты не только рекламу снимаешь, но и делаешь еще проекты на какие-то концептуальные темы: либо абстрактные, либо социальные. Сейчас я только учусь еще это делать.

— У тебя пока не было выставок?

— У меня были выставки, пока я училась в Академии искусств. Они были довольно забавными. Но с тем набором тем, которые меня сейчас волнуют, еще не было. Я очень хочу и сейчас ищу, где выставиться. Помимо того, что ты художник, ты еще и менеджер. Для меня это тяжело, потому что я поняла, что организовать съемку другим или организовать съемки с моими идеями, но чтобы их снимал другой человек, мне гораздо проще, чем себя продвигать. Еще не выработалась эта система. Я понимаю, что очень этого хочу, что мне это нужно, это все случится, но мне нужно окрепнуть, еще немного набраться энергии, чтобы начать это делать. В художественную жизнь Беларуси я пока не включена, но хочу.
«Я — художница, причем это -ца долго было вопросом» — интервью с Дашей БубенФотография из проекта Даши "Self Religioned" / Две фотографии, соединенные друг с другом. На первой — статуя Девы Марии в бело-голубых тонах. Она стоит на бетонном постаменте, ее ладони раскрыты. Статуя окружена снегом, красными цветами, золотыми лентами. На заднем фоне — зимний лес. На второй фотографии — задняя часть головы с длинными свисающими с плеч каштановыми волосами. На голове — железный венок, напоминающий терновый венец.

— Есть у тебя сейчас кто-то из художественного мира, чьи формы воплощения идей у тебя особенно откликаются?

— У меня за год полностью исчезли авторитеты. Мне нравятся какие-то вещи, но я перестала воспринимать это как какой-то абсолют. Я настолько обратилась внутрь себя, что перестала следить за тем, что происходит вовне. Меня больше интересует активизм, глобальные политические события, но не отдельные события в искусстве. Это, возможно, неправильно, но это понятие правильно-неправильно — оно у меня тоже очень размылось. Но я слежу за кем-то все равно. Жанна Гладко, Катя Шумак, Сергей Шабохин, Тоня Слободчикова, Миша Гулин, Маша Святогор, Александра Солдатова, — за ними, например. Если не про Беларусь, но мир вообще, — Sputnik photos, Synchrodogs, Ren Hang, Viviane Sassen, Roger Franklin Ballen.

— Какие у тебя сейчас критерии человека, которого ты назовешь адекватным?

— Не шовинист, не сексист, не гомофоб, не расист. Свободный, честный человек. С минимумом стереотипов. И это человек, которому ни по каким вопросам не может понравиться Трамп.

— Ты, Даша, — и ты…

— Я, Даша, и я художница, причем это “-ца” долго было вопросом. Я женщина, я личность, я рефлексирую. Я беларуска, хоть у меня и очень намешан состав крови. Мне бы хотелось сказать еще, что я полна любви, но пока это не так.


Другие работы Даши Бубен можно найти здесь и здесь.
Вика Биран для MAKEOUT