МAKEOUT предлагает тебе окунуться с головой в закулисные подробности создания грядущей выставки «Камин-Аут» и рассмотреть в деталях всю «кухню» финальных приготовлений.
Работа над выставкой оказалась для MAKEOUT своеобразным челленджем, проверкой на прочность — и вместе с тем прекрасной возможностью научиться чему-то новому, узнать друг друга лучше и стать настоящей командой. Обратная сторона фотопроекта — это многочасовые обсуждения, необходимость оперативно решать возникающие проблемы и организационные вопросы, бесконечный энтузиазм, нервы, волнение, усталость и вера в ценность своей работы. И, конечно же, люди, вложившие в выставку частичку самих себя.
Настя, авторка идеи
Когда я предлагаю рассказать камин-аут историю, у меня нет четкого плана, мотива или цели. Мне важно услышать историю человека, то, что важно для него.
Я понимаю, что все истории — о разном. Но в целом проект для меня сейчас во многом о появлении. Это именно то, что вы увидите в его описании: «изменять культурное пространство для того, чтобы жить». Во мне это очень откликается.
Мое видение проекта менялось в процессе. Например, первое интервью было записано исключительно про «гомосексуальный» камин-аут, про то, как девушка открывалась родителям. Дальше мне стало интересно смотреть на сам феномен: что это такое — камин-аут и почему такой феномен появился в современном обществе. В какой-то момент я поняла, что это также про мой личный опыт, мою потребность.
«На данный момент для меня лично камин-аут — это про появление. Т.е. я делаю камин-аут, чтобы появиться»
Фотовыставка — это продолжение проекта в сети, промежуточный этап: зафиксировали и пошли дальше. Для меня он важен самим фактом существования. Такой факт самопрезентации: когда люди говорят за себя, от себя, сами. Не на чужих площадках, а сами себе создают место, в котором могут говорить. Уже не так важно, сколько человек посетит выставку, какой будет эффект, какая реакция. Это скорее «побочные эффекты», за которыми интересно будет наблюдать: чтобы понимать, что здесь происходит, проводить такие мини-исследования. Но на то, буду ли я считать проект удачным или нет, это никак не повлияет.
Фото из внутреннего архива MAKEOUT
Конечно, важно, поймается ли заложенный в фотографиях посыл, почувствуется ли сама идея. Мне бы хотелось, чтобы это хоть частично получилось. Когда мы запустили проект на сайте, в соцсетях появились комментарии: «Вот они», мол, «им бы хороших психотерапевтов». Т.е. мы сами рассказываем про себя, на нами же созданной площадке, а люди приходят на эту площадку и пишут, как будто успокаивая себя или предполагая по старой привычке, что «они» где-то там, пишут: «Это все ладно, но нафига они приплели сюда «беларускую мову»?»
Тут мне очень хочется ответить: «Белорусы разговаривают по-белорусски… Какой ужас!»
Это связано с тем, как вообще появилась идея проекта «Камин-Аут» и фотовыставки в частности. В Беларуси я ничего подобного не встречала. Притом, что в медиа, в соцсетях мне очень часто попадаются подобные фотопроекты на квир-тематику, где люди стоят с табличками, репрезентируя разные идентичности. Это и семьи, и пары — их уже столько, что кажется: «вот, очередной». Я себя как-то соотношу со всеми этими проектами, но вот здесь, в том месте, где я живу, ничего похожего не было. При этом, общаясь с людьми, я вижу, что это все присутствует у нас тоже. И логично возник вопрос: почему этого не сделать здесь, про себя же, а не про «каких-то» людей, которые «где-то там»?
Одной из важных идей при реализации фотопроекта была максимальная включенность. Хотелось максимально избежать объектности, исключенности. Это то, что я часто вижу в других проектах: вроде бы люди говорят от себя, но все равно на человека смотрят как на объект. Где-то больше, где-то меньше. В какой-то момент появилась идея: все, кто участвует в организации проекта — от записи интервью до поиска площадки, — должны рассказать свою историю. Для меня это более или менее отражает ту идеальную картинку, где нет исключенности.
«Я сама это делаю, я в этом участвую, я не прихожу извне и не говорю людям: «Давайте, поучаствуйте», я сама изнутри. Так, мне кажется, и происходит создание пространства»
Мне кажется, я никогда не воспринимала это как свой авторский проект, с каким-то четким видением. Каждый, кто присоединялся, вносил что-то свое. В какие-то моменты я понимала, что видение проекта у всех разное. Но это не было чем-то страшным. Скорее естественным.
Изначально для меня лично было достаточно проекта в сети — фотопроект состоялся скорее благодаря тому, что Коля загорелся, а потом я уже поддерживала общую идею. Мне было очень сложно сочетать какие-то профессиональные штуки с тем, как чувствительно нужно относиться к самому материалу. В фотопроекте появились дедлайны, конкретные сроки, задания, а у меня внутри что-то противилось спешке, рамкам, условиям как таковым. Для меня проект уже состоялся в тот момент, когда он запустился в сети. И все. Он уже есть.
Фото из внутреннего архива MAKEOUT
Я чувствую, что все ремарки про «зачем это выпячивать» — это попытки меня заткнуть. Важно услышать за сказанным в любой форме эту «просьбу» заткнуться и не пытаться объяснять, реагировать: тут есть риск скатиться в оправдания. Мне бы этого не хотелось. У проекта нет цели кому-то что-то объяснить. Проект совсем не про это. Он про то, чтобы прозвучали истории. Объяснять — это другой фронт работ. Может быть, нужны какие-то люди, которые бы этим занимались, но это точно не я.
Ева, фотографка
Про MAKEOUT я узнала случайно, увидев репост из паблика проекта в «ВКонтакте». Я с интересом прочла все материалы, опубликованные на сайте, особенно меня привлек проект «Камин-Аут». Я сразу откликнулась на объявление о поисках фотографа для реализации одноименного фотопроекта.
Я объяснила свою заинтересованность в проекте: я в этой теме уже давно, я именно тот, кто вам нужен. Так и получилось. Я хотела стать причастной к этому проекту.
В самом начале мне предложили самой продумать видение фотопроекта, полностью взять ответственность за него на себя. С течением времени концепция начала вырисовываться более ясно, я начала понимать, каким видят его ребята, концепция сама по себе уже существовала. Мне стало сложнее, потому что пришлось работать не в качестве художника, а в качестве исполнителя. От этого проект для меня ценности не потерял. Необходимо было работать скоординировано, показывать и обсуждать результаты на промежуточных этапах совместно. Это была коллективная работа, важная для нас всех.
Я волновалась за людей, с которыми взаимодействовала в процессе съемок. Логотип выставки означает «Смотреть глаза в глаза», то есть максимально открываться, быть в контакте с другим человеком. Мне просто быть открытой, но я понимаю, что не для всех это так.
«Самая интересная часть процесса — встречаться с людьми и разговаривать, видеть их, позволять им видеть меня»
В этом заключалась основная работа, т.е. не само фотографирование, а подготовительный этап. Понять, что чувствует, узнать, о чем думает, как относится к себе человек, какое у него отношение к принятию себя. Было важно понять, какими люди хотят видеть себя на фотографиях. Ремарки были разные: кто-то не хотел выглядеть на фотографиях слабым, кто-то — грустным, кто-то волновался, что нефотогеничен.
Легче всего было снимать, когда я приходила в комнату, где человек живет давно, где пространство знакомо и обжито, где человек чувствует себя комфортно, где само пространство будто бы рассказывает о нем. Приходя туда, ты понимаешь, что человек похож на комнату, а комната — на человека. В таких случаях я абсолютно точно знала, что нужно делать, я сразу видела человека. Больше проблем возникало в местах, где люди чувствовали себя немного не в своей тарелке, — съемные квартиры, открытые пространства.
Не могу сказать, что я полностью довольна результатом, с художественной точки зрения мне пришлось пожертвовать целостностью проекта. Однако повторная съемка людей пошла бы вразрез с идеей о том, что фотография, как и камин-аут история, — экзистенциальный срез конкретного человека, его конкретное состояние в конкретный момент времени, которое мне удалось запечатлеть.
Был страх, что моя работа не понравится. Я приходила к людям, смотрела на них через объектив и понимала, что им очень страшно. Страшно, когда на тебя смотрят. Я пыталась обеспечить им хоть какой-то комфорт, но это достаточно сложно.
«Все что я могу, — открыто говорить людям о том, что я делаю, как я вижу, что мне нравится, прислушиваться к их мнению»
Изначально планировалось, что каждый герой будет представлен одной фотографией — большим портретом в интерьере. Когда проект в основном был оформлен и появились фотографии, мы развесили их на стене, и стало понятно, что одного кадра недостаточно: один снимок не способен рассказать историю, одна фотография не дает увидеть самого человека. Тогда мы решили добавить еще несколько снимков, чтобы каждая история была более полной.
Фото из внутреннего архива MAKEOUT
Мы хотели, чтобы получится цельный коллаж из всех 12 историй, чтобы все фотографии были связаны между собой, чтобы считывалась цельная история, которую можно было бы проследить от одного человека к другому. Впоследствии мы отказались от этой идеи и разделили фотографии — так они более органично вписываются в пространство «Балок» [место проведения выставки — Ред.], при этом зритель в пространство выставки тоже включен.
Не уверена, что человек, который не знаком с тематикой, поймет, о чем эта выставка. Кого-то она, вероятно, заставит пересмотреть свои взгляды, но в первую очередь это крайне важно для нас самих. Я думаю, наш фотопроект не вызовет каких-то глобальных изменений. Но это еще один шаг.
Коля, автор идеи
Когда Настя мне принесла только идею историй, мы долго обсуждали, будет ли это один материал, ведь каждая история очень ценная, почему бы не сделать это отдельным проектом? Я сказал, что было бы идеально проиллюстрировать истории фотографиями. И тогда возникла договоренность: мне будет это интересно делать на сайте отдельным красивым проектом, если мы будем делать еще и фотовыставку.
Мы не планировали масштабной выставки. Сейчас же заявлена очень серьезная серия мероприятий. Мероприятия были для меня сложным выбором — сама выставка являлась очень важным событием, очень ценным, и я хотел, чтобы все силы были брошены на это. Но силы распыляются. Я участвую и в дизайне, и в оформлении, практически во всем. В какой-то мере мне кажется, что я уже пережил ее. Я много раз ее видел, я вел ее с самого начала, хоть и старался, чтобы все могли что-то менять. В то же время, наверное, из-за своего характера, я не мог пустить все на самотек. Я чувствовал, что причастен к этому. Это одно из моих детищ, творений.
Сейчас, глядя на эти фотографии, читая истории, я не испытываю тех эмоций, которые были у меня тогда, когда мы запустили веб-страничку. Но ведь другие ее не видели. Это будет неправильно, если я буду говорить: я уже все сделал, делайте что хотите — я ее давно просмотрел.
Мы до конца не могли формализовать, прописать, что такое вообще MAKEOUT для нас. И тогда появилось одно из главных предложений нашей выставки, которое мы везде прописываем: «Мы трансформируем культурное пространство, чтобы в нем жить». И мы действительно это создаем в первую очередь для себя, для нас самих, изнутри.
«Для меня это равноценно разгерметизации салона в самолете. Когда выпадают маски, просят маску в первую очередь надеть на себя, а потом на своего ребенка, на человека рядом»
Потому что пока ты сам находишься в некомфортном пространстве, ты не можешь кому-то помочь создать это культурное пространство или какие-то условия, чтобы человек сам это сделал.
Фото из внутреннего архива MAKEOUT
Нас часто критикуют за то, что мы «варимся в собственном соку», работаем как андеграунд-проект. И фотовыставка – это продолжение нашего пространства, дальнейший шаг – потому что мы из сайта переходим в офлайн. Это способ связаться с аудиторией, которая интересуется гендером и сексуальностью, которой не все равно, или с теми, кто даже не подозревает, что находится в размышлении: кто я, что я, зачем я…
Мне камин-аут очень помог. Я не знаю, может ли он помочь кому-то другому. Но знаю, что будет проще в первую очередь самому себе. Потому что тогда ты четко проговариваешь себе, кто ты.
«Первый камин-аут — это… всё. Кто есть кто. Какая-то черта, точка невозврата. Поэтому когда делаешь первый камин-аут, ты продолжаешь его делать дальше. Родители продолжают его делать вместе с тобой»
Когда я рассказывал камин-аут историю Насте, это не было так, как это было впервые… Мне было очень сложно вспомнить, как мне было когда-то тяжело. Как будто это все исчезло. И я думал — неужели всем точно так же? Неужели это так просто, как просто мне это сделать сейчас, после того, как я когда-то говорил со своей мамой?
Для меня было неожиданностью, что пришлось заниматься не только фотографиями, не только техническим процессом, распечаткой… Вначале мы сидели и говорили: давайте сделаем фотографии на айфоне, распечатаем — и все, готова фотовыставка. Мы столкнулись с проблемой концепции фото. Когда Ева [фотографка] делала фотографии, она терялась — для нее это было впервые. Ей было очень сложно: как социальную проблему раскрыть в художественном оформлении? Раньше она занималась только художественными проектами, а это был, по сути, социальный репортаж. Она должна была разговаривать с людьми, пытаться их раскрыть, работая как психолог. Возможно, где-то она считает, что не смогла достичь цели, которая изначально ставилась. Но в любом случае она выросла. Для нее это был колоссальный опыт, для меня тоже, для нас всех. Теперь мы уже не скажем: «А давайте организуем фотовыставку». Потому что мы не сможем. Это много нервов, и бессонных ночей, и поиск: как расположить фотографии, как выдержать все в едином стиле.
Я предчувствую долгий период восстановления. Я хочу и надеюсь, что выставка пройдет без форс-мажора. Все. Это так сложно, когда ты пытаешься тянуть какой-то смысл и еще работаешь с фотовыставкой. Я очень хочу, чтобы люди посмотрели на наши истории, посмотрели на нас самих. И люди, которым это важно, которым нужна поддержка, нужна помощь, смогли наладить с нами контакт. И, возможно, фотовыставка породит новый этап развития проекта. Мы найдем новых людей, новые истории, новые материалы. Это даст почву для новых исследований. Фотовыставка очень важна как для нас, так и для города, для страны в целом.
Я бы не назвал нас перфекционистами, но я хочу выдержать все в едином стиле, хочу научиться сохранять картинку в голове, переводить из духовного мира в материальный — это для меня один из важных аспектов участия, моя страсть, мое вдохновение. Если бы этого не было, я не знаю, были ли бы у меня силы заниматься остальным. Для меня это творческий момент. Я помню, что на меня произвела огромное впечатление песня группы Fleur «Шелкопряд». Это было так трогательно: мы все живем, а паучок-червячок делает свою ленточку. Если мы что-то делаем ради конкретных целей, это скучно, это отвратительно и ужасно, весь наш ремесленный мир. А когда мы делаем ради творчества, когда мы творцы, создатели — боже мой, как это прекрасно. Он делает эту шелковую ниточку, а мы берем ее и делаем из нее одежду, все свое, но ему-то в этом мире не важны ни философия, ни гендер, ничего — он просто делает свою красивую ниточку. И это было прекрасно.
«Так и тут: я делаю эту ниточку несмотря ни на что, несмотря на сложность с точки зрения профессиональных аспектов»
Мне иногда кажется, что многие люди, к которым я обращаюсь за помощью — по дизайну, по верстке, — уже не хотят вариться, как они говорят, «в моей теме», в этом проекте. Они уже выше, они уехали, они говорят, что я занимаюсь ерундой, главное в этом мире — деньги зарабатывать. И мне кажется, что я остался один в профессиональном поле, и когда мне нужна профессиональная помощь, я не могу ее получить. И сложность в том, что мне приходится очень часто обучать, где-то делиться знаниями, а хотелось, чтобы сразу считывали…
Фото из внутреннего архива MAKEOUT
Например, мы создавали плакат. Я смотрел все эскизы, в основном это были символы женского и мужского начал. И я прямо не говорил, но видел, что это все не то. И вдруг я увидел этот глаз, нашел его, и мне сразу все стало понятно. Потому что камин-аут — это открыться человеку, т.е. сделать так, чтобы человек тебя увидел. Для меня глаз стал символом того, чтобы рассмотреть и увидеть человека. Два зрачка показывают, что история раскрыта как с визуальной, так и с вербальной стороны.
Два глаза объединены в третьем, общем глазе камин-аута, как в солнце — я все понял, я влюбился в этот глаз! А когда я люблю что-то, я ничего не меняю — я просто люблю.
Сейчас мы занимаемся и продюссированием выставки, и маркетингом, и экспозиционным дизайном. По сути мы занимаемся гендером и сексуальностью, но нет — мы и в техническом плане создаем всю форму сами: по наитию, по своим ошибкам, по знаниям других. И мне это очень нравится, потому что мы не требуем никакой поддержки извне, мы пытаемся сделать изнутри. И если бы этого не было, это был бы действительно ремесленнический проект. А это проект жизни, проект души.
Даша, координаторка выставки
На момент возникновения идеи проведения фотовыставки я уже была частью MAKEOUT, Коля рассказал о том, что есть такая задумка, и необходим человек, который сможет стать координатором фотовыставки. Почему я стала участницей проекта? Мы с командой пришли к выводу, что нелогично участвовать в проекте «Камин-Аут», но самому камин-аут не делать.
Было вполне логично, что коль я участвую, то моя история должна в нем быть тоже. Тем более что я очень спокойно отношусь к этой теме, для меня это не было проблемой.
Несмотря на достаточный опыт в организации различных мероприятий, в процессе работы над выставкой все равно пришлось для себя открывать что-то новое, сталкиваться со многими трудностями. Кроме художественной и смысловой ценности фотовыставка важна как мероприятие, идущее в поддержку нашего онлайн-проекта. То есть одновременно и как часть пиар-кампании проекта «Камин-Аут», и как отдельный арт-проект.
«И хотя координирую проект я, все равно в подготовке была задействована вся команда — множество планерок, согласования, обсуждения. Фотовыставка стала возможна благодаря «team effort», такой коллективной ответственности»
Пока сложно говорить, что в итоге получится, но я думаю, все пройдет хорошо. Не может не радовать тот факт, что хотя в команде MAKEOUT были разные мнения и видения выставки, каких-то отдельных ее аспектов, идея и направленность у нас одна. Мне кажется, это очень хорошо и для самой команды, и для фотопроекта.
О «Балках» мне рассказала Вика [менеджерка проекта], я ничего о них не слышала раньше, ведь открытие состоялось совсем недавно. Мы понимали, что помещение — очень большой риск для нас. Приезжая на встречи, рассказывая про концепцию выставки, про идею, я столкнулась с тем, что кто-то не совсем понимал суть, кого-то смущала тематика, кто-то сразу отказывался либо отвечал очень пространно. Что меня зацепило в случае с «Балками»… Когда я позвонила Марго [Маргарита Конопацкая — одна из создателей лофта «Балки»], она оказалось единственной, кто был знаком с работой MAKEOUT, понимал важность нашего проекта. Это было приятно. Мы сразу же поехали вместе с Колей смотреть помещение. Были и другие варианты сотрудничества, но здесь мы абсолютно точно понимали, что личное включенное отношение — гарантия того, что выставка состоится, что в самый последний момент нам внезапно не откажут, мотивируя тем, что тема проекта «скользкая». Ведь наш фотопроект на самом деле важен. Сотрудничество с «Балками» действительно приятно: все вопросы решаются, просьбы учитываются, реорганизация пространства производится.
Фото из внутреннего архива MAKEOUT
В процессе подготовки возникла следующая идея: просто выставка — это достаточно тривиально, если бы одновременно на этой же площадке проводилось что-то еще, посетители приходили бы на сами мероприятия, что, безусловно, привлекло бы больше внимания к выставке. Кроме того, оказалось, что 34mag готовит выставку на тему идентичности и предлагает сотрудничество в проведении мероприятий в рамках выставки. Мне эта идея показалась отличной. В итоге мы пришли к тому, что за неделю у нас на площадке пройдет 5 мероприятий. Фактически каждый день у посетителей будет еще один повод прийти и увидеть выставку. Я, например, еще ни разу не видела выставку такого формата, возможно, это распространено в Европе. Такой формат однозначно гораздо интереснее и полезнее и для посетителей, и для нас.
Я не считаю, что тема нашей фотовыставки — что-то из ряда вон выходящее. Не думаю, что она вызовет какой-то ажиотаж или скандал. Для кого-то, вероятно, проект может показаться неоднозначным, но для меня он вполне однозначен, я понимаю его цель, мне он интересен. На самом деле этот проект уникален для нашей страны. Кроме того, мне бы хотелось, чтобы выставка послужила хорошей рекламой и проекту «Камин-Аут», и самому MAKEOUT.
«Я не думаю, что выставка заставит кого-то изменить свое мнение, но для кого-то все это будет важно. Для меня это важно»
Вика, менеджерка
Моя камин-аут история была в числе тех десяти, которые проект открывали. И когда возник проект «Камин-Аут» на сайте, мы договаривались, что фотографии, которые будут сопровождать истории, не должны быть какими-то особенными или специально подготовленными: мы просили людей дать снимок, с которым они себя ассоциируют. Качество, профиль, анфас — все это было неважно. Уже потом, когда какую-то порцию историй мы насобирали, возникла идея об отдельном фотопроекте.
Для меня онлайн-проект «Камин-Аут» стал знаковым, потому что таким образом я совершила камин-аут в том, что я занимаюсь самим проектом MAKEOUT.
До сих пор об этом знал только какой-то круг моих знакомых, но когда ты делаешь такой камин-аут на сайте, ты говоришь всем, что ты задействована в этом проекте, что ты неравнодушна к этой теме — т.е. самим камин-аутом ты делаешь дополнительный камин-аут, они все как матрешка складываются. На стадии разработки фотопроекта для меня было очень важно добавить место работы в статусе на фейсбуке. До этого я боялась, не знала, нужно ли это делать, — и вот переломный момент случился как раз во время работы над фотопроектом.
Если брать глобально, то что значит выставка? Это скорее первый переход из теоретического — из разговоров о том, как это может быть, каким образом можно сотрудничать с различными институциями, каким образом пиарить, распространять флаеры и т.д., — в сферу практическую. Поэтому сейчас я ощущаю, что во время подготовки мы находимся на очень важном этапе, возможно, более важном, чем непосредственно выставка, хотя там, думаю, тоже будет много всего интересного.
Я рада, что наконец-то можно будет анализировать свою деятельность, что какой-то этап по анализу деятельности других людей мы уже проделали, теперь наконец-то можно будет проводить исследования на основе своих проектов. Мне кажется, это очень здорово.
«Ты изначально не делаешь какой-то скидки: «это же подпольно», «давайте будем только по своим каналам». Т.е. ты действуешь просто как арт-проект, без всяких там «но», потому что оно так и есть на деле»
Мне кажется, с этой мыслью такие проекты и нужно начинать, потому что если ты изначально будешь прятаться, сам себе давать поблажки, говорить, мол, «нам же все мешает», то ничего хорошего из этого не выйдет. Пока что, тьфу-тьфу-тьфу, все на нашей стороне. Я с удовольствием буду наблюдать за процессом, каким бы он ни был.
Фото из внутреннего архива MAKEOUT
Как тогда, так и сейчас мне сложно обозначить свою роль в этом деле. Я не могу сказать, что выполняю конкретно такую и такую функцию: я, например, фотограф или я, например, менеджер.
Я понимаю, что я делаю какие-то такие дела, которым нелегко дать название. И да, наверное, чаще всего все то, что не знаешь, как назвать, ты называешь менеджментом. Сводить концы с концами, коммуницировать внутри, коммуницировать снаружи, прокладывать вот этот вот мостик.
Очень здорово наблюдать за процессом, когда вещи, о которых ты говоришь, материализуются во что-то: в конкретные снимки, конкретное развешивание, конкретные афиши. Вообще, видеть такую «вещественную» отдачу очень важно. Я не могу сказать пока, довольна я чем-то или нет, потому что, мне кажется, львиную долю всего составляет взаимодействие с публикой, с людьми, которые придут. Мне нравится концепция, которую мы выстроили, нравится место, в котором выставка будет проходить, нравятся наши фотографии, логотип и так далее, но это только часть работы. Когда на эти конкретные фотографии и логотипы взглянут люди, они приобретают немного другой статус.
«Каждая из фотографий будто бы накопит в себе секунды, минуты смотрения, и они предстанут по-другому, особенно учитывая специфику камин-аута. Вот он»
Сколько-то людей должны взглянуть на фото или как-то отреагировать или сколько-то дней оно должно повисеть, чтобы камин-аут самой выставки произошел. И сопутствующие материалы, которые будут появляться, афиши на разных порталах — все это подстегивает камин-аут выставки.
Мероприятия как составляющая фотовыставки важны, потому что мы продолжаем «Камин-Аут» дальше, мы делаем камин-аут проекта, камин-аут делают люди, которые приходят послушать эти лекции, посмотреть эти фильмы, как угодно. Это все одного поля ягоды. Недостаточно один куст высадить и сказать, что это сад. Кроме того, ты мотивируешься вопросом донесения месседжа. Если это будет просто выставка, с которой тебя оставляют наедине, — это один вариант. Когда ты можешь задать какие-то вопросы, посмотреть на людей, представить себя и так далее — это поможет тебе глубже проникнуться идеей, которую мы вкладывали в проект.
Логотип выставки создала иллюстраторка Валерия Дубицкая
Для меня этот глаз [логотип выставки] означает, с одной стороны, твое столкновение с ситуацией, обстоятельствами, людьми, с феноменом камин-аута, с необходимостью совершать его или нет. Это когда ты коммуницируешь с миром. А с другой стороны, это когда мир и конкретные его персонажи взаимодействуют с тобой.
«Потому что если ты совершил камин-аут — это полбеды. Нужно, чтобы на него еще произошла какая-то реакция. Или не произошла»
Не стоит умалять значения этого явления, оно тоже очень велико. Так что да, для меня это про умение видеть, слышать, понимать — в обоих направлениях.
Я надеюсь, что в дальнейшем онлайн-проект «Камин-Аут» будет пополняться историями, не только ЛГБТК-сообщества, но и другими. С возникновением проекта я поняла, что камин-аут — это не только про ЛГБТК, не мне одной требуется смелость, чтобы заявить о чем-то, многим другим эта смелость нужна, и многим другим нужна смелость реагировать как-то на все эти камин-ауты… Поэтому я надеюсь, что он будет продолжаться и будет помогать.
Фотовыставка «Камин-Аут» пройдет 8-14 сентября в пространстве «Балки» (ул. Чапаева, 3, блок 202)
Мила Новаковская, Милана Левицкая для MAKEOUT