Примечание: Под словом «мужчина» в данном тексте понимается человек, который определяет себя в маскулинном спектре.
Проблема гей-сообщества: наше движение за равные права рассказывает не про всех. Всегда остаются те, кто будет невидим, хотя они точно так же принадлежат к сообществу и сталкиваются с теми же проблемами, что и другие ЛГБТК-люди. В поле видимости зачастую оказываются только те, кто так или иначе соотносится с «типичным» образом квир-человека — своеобразной «квир-нормой», стандартом, который определяет, как должен выглядеть и думать квир-человек, к какой относиться расе или религиозному течению, какое иметь тело, как выражать свой гендер и т.д.
То есть, вид твоего тела может стать объектом пристального внимания, критики или даже причиной для отказа от общения.
Фэтфобия (дискриминация полных людей) — острая проблема как внутри, так и вне ЛГБТК-сообщества. Хотя для нас было бы логично принимать всех, вне зависимости от их тел и внешности, фэтфобия является одной из самых «допустимых» и хорошо замаскированных форм дискриминации.
Взять хотя бы приложения для гей-знакомств с требованиями в анкетах: «никаких толстых/манерных/азиатов». Предпочтения для знакомств — это не только личное, но и политическое. Вопрос «кто тебе нравится?» гораздо сложнее, чем кажется. В определённой мере влечение — вещь субъективная и личная. Но влечение не формируется в вакууме, на него не могут не влиять стандарты красоты — негласные нормы, которые определяют, кто будет считаться красивым в том или ином обществе, а кто — нет. И эти стандарты красоты могут быть расистскими, оскорбительными для людей с инвалидностью, отсылать к цисгендерности или гетеросексуальности как к норме, стыдить и унижать наши тела.
Фэтфобия все еще реальна и играет огромную роль в большинстве сфер нашей жизни. Не важно, как выглядят наши тела, — фэтфобия заставляет нас думать о них определенным образом. Она может проявляться в виде прямых издевательств с их разрушительными последствиями, а может выглядеть как беспокойство за здоровье людей «из добрых побуждений», если их образ жизни якобы не является «здоровым». Фэтфобия сильно влияет на ЛГБТК-людей и часто осложняется гетеронормативностью, сексизмом и расизмом.
Масс-медиа изображают ЛГБТК-людей, в том числе гендерно-небинарных (если вообще их изображают) в основном как белых, классически привлекательных людей без инвалидности. Но это очень ограниченное и искаженное представление об ЛГБТК-людях. Мы так не выглядим: в нашем сообществе гораздо больше разнообразия. Усредненный образ стройного, мускулистого гея не отражает ни всего ЛГБТК-сообщества целиком, ни даже гей-сообщества, которое тоже очень разнообразно.
Так почему же маскулинность часто изображается так ограниченно, и почему от геев требуется, чтобы они выглядели как модели с обложки?
В гей-сообществе есть несколько причин для фэтшэйминга (травли полных людей):
— Гомофобия (да, внутренняя гомофобия в гей-сообществе): мужчины часто оцениваются по определенным стандартам маскулинности, основанных на гетеросексуальности как норме.
— Мизогония: суровый «идеал» маскулинности часто демонизирует любые черты, которые считаются более феминными.
— Фэтфобия: негативный образ полных людей в медицине, моде и общественном сознании в целом. Полнота становится синонимом нездорового образа жизни и вредных привычек, а фитнес — залогом здоровья.
Существует разница между маскулинностью (что само по себе неплохо) и токсичной маскулинностью, которая формирует одну на всех монолитную модель «Настоящего Мужчины» и того, как вести себя «по-мужски». Токсичная маскулинность включает в себя стереотипные «мужские» черты: эмоциональную и физическую силу, железную логику, положение в обществе, амбициозность и лидерство — в противовес «женским» стереотипным чертам (физическая слабость, эмоциональность, импульсивность, зависимость и т.д.).
Нет такого понятия как «настоящий» или «ненастоящий» мужчина, и никто не должен зачеркивать пункты в длинном невыполнимом списке соответствия, чтобы вписаться в категорию «мужчина». Тем не менее мужчин оценивают по жестким стандартам даже внутри ЛГБТК-сообщества, от которого ожидаешь инклюзивности для всех, независимо от наших тел, опыта и самовыражения. Часто геи много вкладывают в фитнес и физические упражнения для того, чтобы вписаться в определенные представления о маскулинности, которая сделает их гомосексуальность более «приемлемой» в глазах гомофобного общества. 42% всех мужчин с расстройствами пищевого поведения — геи.
Некоторые субкультуры внутри гей-сообщества, например, «медведи» (гей-субкультура крупных мужчин с обильной растительностью на лице и теле — прим. пер.), кажутся более открытыми к разнообразию тел, но в профилях на сайтах знакомств продолжают доминировать фотографии пресса и бицепсов. Джейсон Уайтселл, профессор университета Пейс в Нью-Йорке, в 2014 году писал, что негетеросексуальным людям сложно вписаться даже в такие гей-субкультуры. Многих геев смущает полнота, и они не хотят ассоциироваться с тем, что она означает в культуре.
Согласно исследованию, проведенному Оливией Фостер-Гимбел и Рене Энгельн, одна треть опрошенных геев (вне зависимости от того, имели ли они избыточный вес с медицинской точки зрения или нет) сообщили, что у них есть опыт фэтфобной предвзятости окружающих, когда люди отказывались воспринимать их как потенциальных партнеров, травили или игнорировали из-за их веса. Геи презрительно относятся к своему весу, и это пагубно сказывается на их индивидуальности и уверенности в себе. Порой полных геев сильнее травят за их вес, чем за сексуальную ориентацию. В исследовании проводится параллель между «войной против веса» как образом жизни и войной против гомосексуальности как в медицинском, так и в массовом сознании.
Мы должны бороться с фэтфобией и фэтшэймингом в ЛГБТК-кругу, ценить красоту каждого тела, каждую историю и каждый опыт, связанные с ним. Любое тело прекрасно, оно здоровое и стремится быть здоровым — это естественно и не должно быть синонимом слабости, а ЛГБТК-людям нужно бороться с механизмами общественного давления и дискриминацией.
Наши сообщества должны научиться и научить других принимать всех своих представител_ьниц, уважать их жизненный выбор, если он не приносит никому вреда, и вместе сопротивляться социальному угнетению, которое приводит к проблемам с принятием себя, расстройствам пищевого поведения и самоповреждению. Нам необходимо объединиться, чтобы поддерживать друг друга и ценить всю красоту нашего разнообразия.