22 мая 2017

«Эра Андрогин»: интервью с театром «АКМЕ»

6 860
26 мая на сцене Республиканского театра беларусской драматургии театр «АКМЕ» представит новый авторский спектакль — «Эра Андрогин». Сам творческий проект направляет усилия на снижение нетерпимости в Беларуси и предлагает своим зрителям расширять устоявшееся понимание гендерных ролей в обществе. Мы поговорили с режиссеркой театра Кариной Лапковской и актерами Артемом Озеровым и Иваном Лапковским о создании театра и о том, чего нам ждать от премьеры.
Изображение: Фото София Сушкевич / На сером фоне изображены по плечи в профиль два человека в белых рубашках. Человек слева ниже ростом,  него рыжие прямые волосы до плеч, глаза закрыты. Он держит правой рукой стеклянную бутылочку с коричневой жидкостью, которой поит человека, стоящего справа. У правого короткие темные волосы, голова запрокинута, глаза закрыты, он пьет из бутылочки и держит правой рукой бутылочку с белой жидкостью, которой поит человека слева.
© Фото София Сушкевич / На сером фоне изображены по плечи в профиль два человека в белых рубашках. Человек слева ниже ростом, него рыжие прямые волосы до плеч, глаза закрыты. Он держит правой рукой стеклянную бутылочку с коричневой жидкостью, которой поит человека, стоящего справа. У правого короткие темные волосы, голова запрокинута, глаза закрыты, он пьет из бутылочки и держит правой рукой бутылочку с белой жидкостью, которой поит человека слева.
— Ребята, расскажите, как зародился театр.

Карина Лапковская: «АКМЕ» был организован в 2012 году на базе БГПУ им. Максима Танка. Театр работает в технике пластической импровизации: каждое движение — это результат осмысления и проживания характера персонажа. Концепция движений каждого персонажа всегда уникальна и несет в себе глубокий смысл. Мы участвовали в различных театральных фестивалях: и в Беларуси, и за рубежом, в Италии, Испании, России. Наша труппа представляла там несколько социально направленных спектаклей, затрагивающих темы рискованного сексуального поведения, СПИДа, алкоголизма в современной молодежной среде.

В июне 2014 года на сцене Театра-студии киноактера состоялась премьера нашего первого масштабного проекта — спектакль «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» по одноименной повести Ричарда Баха. Постановка рассказывает о безграничных внутренних ресурсах Человека, о его способности справляться с любыми трудностями в стремлении реализовать свой потенциал. Показ спектакля был благотворительным мероприятием, организованным совместно с общественной организацией Ротари клуб «Минск», все собранные средства от которого пошли на строительство детской площадки для УО «Бобруйская государственная специальная общеобразовательная школа-интернат для детей с нарушением слуха». По итогу в сентябре 2014 года проект «Детская площадка» был реализован и теперь у детей школы-интерната есть и горки, и песочница, и уютные беседки.

В апреле 2015 года состоялась премьера нашего следующего спектакля — «ЧЕРНОбыль». Показ прошел в рамках II международного фестиваля психологических студенческих театров «STUDENTact», соорганизатором которого выступил наш коллектив. С обновленной версией этого спектакля год назад мы отправились в свой первый зарубежный тур по итальянским городам: выступали в Турине, Новаре, Парме. В новый вариант постановки мы включили цитаты из книги Светланы Алексиевич «Чернобыльская молитва». Целью нашего тура была не только промо-компания самого спектакля, но и знакомство с волонтерскими организациями Италии, которые работают с беларусскими детьми из районов, пострадавших от катастрофы на ЧАЭС.

С конца 2015 мы начали работать над созданием «Эры Андрогин».

— Вы создаете спектакли на проблемные, болезненные социальные вопросы. Со спектаклем «Эра Андрогин» тяжело было работать? Требует ли он большей эмоциональной вовлеченности, персональной работы от актеров и актрис?

К.Л.: Уже четыре года в наших спектаклях мы поднимаем социально важные темы. В работе используем результаты исследований, научных изысканий, чтобы созданная реальность не оказалась беспочвенной. Для достоверности игры и более глубокого погружения в роль, все участники театра проходили специальные психологические тренинги. Кроме того, большая часть нашей театральной группы — психологи по профессии, поэтому психологический подход всегда присутствует в создаваемом нами театральном «продукте».

Спектакль «Эра Андрогин» берет начало в нашем личном опыте, в темах, которые нас волновали еще в 2015 году. Тогда на одном из тренингов участница труппы, Соня, рассказала, что во всех своих романтических отношениях она чувствовала себя более активной, сильной, чем ее партнеры-мужчины. И что в принципе в жизни ощущает себя более «мужественной», чем большинство окружающих ее мужчин. Тогда мы еще не задумывались над тем, что означают слова «мужчина», «женщина», не думали про маскулинность и феминность... Тогда мы были далеки от гендерной теории. Но этот разговор дал толчок к тому, что впоследствии получило название «Эра Андрогин».

Это наша первая оригинальная постановка в качестве независимой театральной группы.
Чтобы глубже вникнуть в тему спектакля, мы всей труппой проходили тренинги и тесты, чтобы выяснить, как мы понимаем гендерные роли, как с ними взаимодействуем. Мы провели один тест вначале и второй — через 6 месяцев работы: результаты очень впечатлили актеров. Один из тренингов был связан с практикой кроссдрессинга: переодеванием в человека другого пола. Это позволило актерам глубже поработать с их собственными феминными и маскулинными чертами.

Почему мы начали говорить об этом? Каждому из нас было очень важно прийти к пониманию собственного «Я». Постоянно работая в системе актерско-психологических тренингов, каждый получил большой скачок в личностном росте. И сейчас, на мой взгляд, мы готовы говорить о своей сути на сцене.

«Эра Андрогин» разделена на две части. Сюжет первой рассказывает о негативных пережитках патриархатного общества. Зритель увидит господ и дам конца ХІХ века: семейную пару на светском рауте, куртизанку в публичном доме, офицера, втайне боящегося идти на войну… Богатые и бедные люди сталкиваются с видимым и невидимым притеснением в обществе того времени: у них нет свободы самовыражения, они ограничены в поиске и понимании себя.

Вторая часть спектакля возвращает нас в современный социум, на который влияли три волны феминизма, в общество, где рамки гендерных ролей становятся прозрачнее, а люди постепенно приходят к внутренней и внешней андрогинности. Современный мир дает выбор, за который каждый из нас так или иначе несет ответственность. Сегодня только через полноценное понимание себя и стремление к внутренней целостности мы сможем построить гармоничное общество.

«Эра Андрогин»: интервью с театром «АКМЕ»© Фото София Сушкевич/ Фото в черно-красных тонах. Фото разделено на две части. На одной из сторон изображен сидящий на коленях человек в черных штанах и светлом топе, волосы до плеч, взгляд обращен вверх влево. На коленях лежит по пояс голый человек с короткими черными волосами, его руки сложены на груди, глаза открыты, он смотрит вверх. Руки сидящего человека лежат на подбородке и макушке лежащего. Фото разделено на две части: правая сторона зеркалит левую — торс лежащего человека продолжается зеркальным отражением вместо ног.


Артем Озеров: Создание каждого спектакля из нашего репертуара было сопряжено со сложной индивидуальной работой всех актеров, проработкой своего жизненного сценария и осмыслением личных моделей поведения. «Эра Андрогин» не является исключением.

До начала работы над постановкой «Эры…» я был не особо в ладах с собственной маскулинностью. Проще говоря, меня она не интересовала. Я никогда не понимал стремление быть «настоящим мужчиной», как того хотели от меня моя семья и общество.
Необходимость создания того или иного мужского образа в постановке заставила меня как актера начать изучать этот вопрос. Просматривая литературу, я наткнулся на книгу американского психолога Джеймса Холлиса «Под тенью Сатурна. Мужские психологические травмы и их исцеление». И вот здесь мой мир перевернулся с ног на голову. Автор прямым текстом описывает весь ужас, который творится в голове многих современных мужчин. Вот просто задумайтесь, в какие рамки общество нас загоняет. Ты обязан быть сильным, смелым, отважным, постоянно сдерживать свои эмоции, защищать близких и родину, зарабатывать деньги, обеспечивать семью… По сути, мужчина выступает в роли машины, а не человека. По словам автора, внутри каждого из нас море слез, которые мы скрываем. Это правда. И что в итоге? Агрессия и насилие.

Благодаря работе над спектаклем я смело могу сказать, что горжусь быть мужчиной. Не тем мужчиной, образ которого нам вбивается в голову с раннего детства. Мужчины и женщины — это прежде всего личности. Быть мужчиной для меня значит иметь силу духа принимать себя полностью, быть честным, независимым, заботливым по отношению к себе и окружающим. Это умение отстоять свою жизненную позицию. И, пожалуй, самое главное — умение признать в себе как маскулинность, так и феминность. Гармонизация этих двух частей психики является ключом к пониманию нашей внутренней сути.

К.Л.: Во время постановки спектаклей я провожу тренинги личностного роста, тренинги по развитию чувствительности тела и снятию мышечных блоков, тренинги с элементами арт-терапии, танцевально-двигательной терапии, игровой терапии. Все это в совокупности дает возможность актеру лучше понять себя, глубоко и лично вовлечься в работу над спектаклем, снять барьеры и страхи перед выступлением, раскрепоститься.

Иван Лапковский: Есть сцены в спектакле, которые стали для меня настоящей отдушиной — в них я раскрываюсь и показываю нечто очень личное, рассказываю о своих переживаниях и внутреннем конфликте. Наверное, для меня это самое важное.

В нашем обществе мужчины с рождения попадают под влияние дурацких навязываемых стереотипов. Это сильно раздражает. Я не вижу женщину как «слабый пол», с которым должен вести себя соответствующим образом. Например, постоянно открывать дверь, нести тяжелые сумки… Для меня это странно. Я хочу помогать женщине, потому что она человек, а не просто «слабый пол». У меня должен быть выбор, осознанность в действиях, а не слепое следование стереотипам, диктующим, какое поведение правильное, а какое нет.

Иногда бывает стыдно за свою «иную» точку зрения. На работе, в личной жизни я сталкиваюсь с этим. Даже в процессе работы над спектаклем не всегда легко было отойти от старой модели поведения и начать жить исходя из осознанного во время постановки. Сложно сделать это без поддержки, потому что мы все нуждаемся в одобрении социума.

Пройдя через все тренинги во время работы над постановкой, я чувствую, что не должен всегда соответствовать стандартам «маскулинности», «идти напролом». Я могу позволить себе не быть таким, найти время для себя, быть собой.

«Эра Андрогин»: интервью с театром «АКМЕ»© Фото София Сушкевич/ Серый фон. На фото изображены два человека в белых рубашках по грудь. Левый выше, стоит в профиль, взгляд направлен вперед, у него темные короткие волосы, висок выбрит. Правый человек ниже ростом, стоит вполоборота перед левым, у него рыжие прямые волос до плеч.


— Вы пробовали собрать средства с помощью краудфандинговой кампании на «Улее», но это не сработало. Как вы думаете, с чем это связано?

К. Л.: Статистика успешных театральных проектов у «Улья» достаточно скромная. При подготовке мы внимательно ознакомились с кампаниями других авторов. Единственным проектом, собравшим необходимую сумму, был спектакль «Опиум». Мы решили пойти по схожему пути, сделав основной упор на социальные сети. Однако этого оказалось недостаточно. В Беларуси вообще мало внимания уделяется экспериментальным театральным проектам, что является основной преградой на пути их реализации.

Но несмотря на неудачу со сбором средств, премьере быть. Здесь самое важное — это опыт, полученный нами в ходе кампании, поддержка и интерес людей, познакомившихся с нашим творчеством впервые, и тех, кто уже давно следит за нашими постановками.

А. О.: Так уж сложилось, что в основном мы существуем за свой счёт. Все проекты, которые мы создали до этого, разные по специфике. Крупные спектакли создавались для реализации за рубежом либо в благотворительных целях. «Эра Андрогин» — это первый независимый проект, созданный именно для беларусского зрителя. Мы всегда стремимся на выходе получить качественный продукт. С данным спектаклем вопрос спонсорства был как никогда актуален, т.к. он является самым крупным из тех, что мы делали до этого. Часть финансовой поддержки мы получили от наших партнеров, а остальной бюджет спектакля был взят из наших карманов. Было трудно, но мы благополучно справились. Как говорится, нет ничего невозможного, если ты действительно чего-то хочешь. Это кредо нашего театра, но стоит признать, что быть экспериментальным театром в реалиях нашей страны довольно сложно. Осенью мы очень хотим сделать тур по областным центрам страны. И вот тут, безусловно, нам будет необходима спонсорская поддержка.

— Что вы хотели бы сказать зрителям, которые придут на премьерный показ спектакля?

К. Л.: Мы постарались быть максимально честными. Как перед зрителем, так и перед собой. Мы прошли долгий и трудный путь длиной в два года. Многое было осознано, пережито и открыто нами за этот период. Мы будем бесконечно рады, если итог этого пути станет для каждого (каждой) из зрителей толчком к пониманию и принятию себя. А главное — сделает чуточку счастливее. Ведь быть счастливым — это, пожалуй, самое важное для каждого человека, вне зависимости от цвета кожи, пола, гендера или сексуальной ориентации.

Премьера состоится 26 мая.

Время: 19:00
Место: Республиканский Театр беларусской драматургии
Адрес: Минск, ул. Кропоткина, 44
Стоимость билетов: 10 BYN

Где можно приобрести: на официальном сайте РТБД или позвонив по телефонам +375 25 7262378, +375 25 7802397.

Группа мероприятия в Facebook и VKontakte

Фотографии: София Сушкевич