10 ліпеня 2014

«Как рожают спектакль»

5 996
Новый фотопроект Вики Биран
Изображение: Фото: Tristram Kenton. Спектакль "Red forest" Белорусского Свободного Театра
«Как рожают спектакль» – фотопроект, в котором я сосредоточилась на физиологическом и метафизическом вариантах восприятия пупков.

Рассматривать при помощи фотографий отдельно взятые части человеческого тела – моя затянувшаяся слабость. Началось все в 2011 году во время творческой резиденции со Свободным театром в британском Дартингтоне. Тогда мы готовили спектакль о сексуальности города и о том, как эта сексуальность может проявляться в нас.

Мы работали с документальным материалом, это было первым серьезным театральным (актерским, драматургическим) опытом работы. Тогда я впервые осознала, как важно уметь слушать.

Выработанная привычка, рефлекс прислушиваться к разговорам вокруг тогда показался своеобразным залогом успеха в театральной деятельности. Это понимание захотелось тогда как-то закрепить. Я видела, что окружающие меня люди уже давно поняли важность этого умения. Фотографии их ушей в совокупности с совместной работой над созданием общего творческого продукта показались тогда наиболее уместной формой и способом фиксации этого опыта. Так появился проект «Уши Свободного театра», который я опубликовала тогда в ЖЖ.

Следующим проектом был «Армия носа». Объектом исследования здесь были носы, а название – реверанс в сторону фильма «Шизополис» С. Содерберга. Тогда мы работали над спектаклем о смертной казни под названием «Адская кухня». Запахи были там одним из основных выразительных средств передачи эмоций. «Унюхать» значило тогда не только позволить себе пойти за предлагаемыми эмоциями, но и «учуять», каким образом, в какой момент происходит процесс перехода от восприятия людей на сцене как актеров в реальных персонажей, с их жизнью «здесь и сейчас». Носами я поделилась в ФБ, при этом сопроводив каждый снимок указанием на профессиональную принадлежность.

Нос актера «играет» ли во время фотографирования? Нос дизайнера по свету освещен ли особенным образом? Работает ли вообще наше восприятие таким образом, доверяя предложенным концептам?

И уши, и носы продолжали «завораживать». До недавнего времени они существовали лишь в соцсетях. В июле 2014 года вышел сборник «Квир-сексуальность: политики и практики», где оба фотопроекта были опубликованы, утверждая разнообразие и привлекательную особенность каждого из нас и в целостности, и в деталях.

Хотелось двинуться дальше. Однажды я предложила коллегам следующим проектом воздать славу пальцам ног, но почти все тогда сразу же отказались, посчитав эту часть тела излишне интимной. Кроме того, один из фидбеков, который я получила, нес в себе месседж о необходимости больше времени уделить технической обработке фотографий и отказаться от излишней «физиологичности». Я поняла, что в этом предложении есть рациональное зерно.

Если ты сосредотачиваешься на определенной детали тела, укрупняешь ее и ищешь характер, ты уже ее мистифицируешь, поэтому вряд ли стоит опасаться еще большей «мистификации», добавленной фотошопом и прочими графическими программами.


Весной 2014 года вместе с командой Свободного театра я находилась в Фэлмусе, где мы работали над созданием спектакля «Красный лес». Главная героиня спектакля – беженка. Она постоянно находится в движении. Как только она останавливается в одном месте – ей тут же нужно перебираться в другое, люди/климат/любые другие обстоятельства заставляют ее находиться в постоянном движении. Не в том движении, которое приносит радость, но которое каждый раз расстраивает твои планы остановиться где-нибудь, закрепиться, заиметь связь с землей.


Чтобы познакомиться с фотографиями поближе, нажмите на изображение



Образ пуповины или пупка показался мне тогда наиболее уместным. Кроме того, у меня была возможность наблюдать за процессом создания спектакля извне, так как я не была задействована в непосредственном актерском воплощении истории. Процесс «тяжелых родов» спектакля и стал отправной точкой фотопроекта. Интимность пупков, связь с материнством и землей, обозначение принадлежности к месту или группе, животная сущность млекопитающих, земное происхождение человека, завораживающая глубина чёрной воронки, – всё это стало ключевыми словами, «крючками», за которые цеплялся фотопроцесс и осознание необходимости «выродить» эту серию снимков.

Что касается гендерных аспектов, то здесь они теряли свое повседневное значение.

Вся команда была одной коллективной матерью, которая тяжелыми усилиями-точками выдавливала, вытягивала из себя ребенка-спектакль.

Никаких поблажек и скидок. Берешься – делай. Кроме того, все были связаны одной большой пуповиной между собой: это позволяло одновременно «задерживать дыхание», отходить в сторону в творческих поисках, - пуповина держит как поводок и не дает потеряться; но при этом не слишком выпадать из общей динамики, – так пуповина порвется раньше времени, и ее потом не сшить.


*Хочу выразить признательность всем, чьи пупки были запечатлены. Они интригуют и завораживают всем своим разнообразием. Надеюсь, вы получите такое же удовольствие от «погружения» в их глубину, что и я.

**Спасибо тем, кто не позволил запечатлеть свой пупок. Вы – еще одно отражение разнообразия этого мира и взглядов в нем. Вы даете возможность развиваться.

***Хочу еще раз обратить внимание, что фотопроект реализовывался в одном отдельно взятом театральном проекте – «Красный лес». Часть белорусской труппы находилась в это время в Минске и работала над другими спектаклями, поэтому их пупков в «Как рожают спектакль» мы не найдем. Будем надеяться, что тела и дальше будут помогать нам в создании спектаклей, и это обязательно найдет свое отражение на снимках.

**** Спасибо идейным и техническим коллегам – Анне Бунделевой, Нику Антипову, Сергею Кваченку и всем, кто доверился фотокамере.