Многие горожане и горожанки организовывают свой быт сегодня, не руководствуясь моделью «Мама, папа, я — счастливая семья»
Параллельно в мире увеличивается время, которое взрослые проводят за пределами гетеросексуального брачного союза. Молодые люди все дальше отодвигают время вступления в брак, многие выбирают внебрачное сожительство, одиночное проживание или гостевые отношения. При этом показатели разводов остаются стабильно высокими. Это означает, что многие горожане и горожанки организовывают свой быт сегодня, не руководствуясь моделью «Мама, папа, я — счастливая семья».
Но никто из нас не может выжить без поддерживающего окружения. Если есть человек, вокруг него или нее обязательно найдется сеть близких, внутри которой обмениваются заботой. Для массовой культуры привычно называть семьей брачный союз с детьми. Преобладающее воображение не распознает другие формы заботы как семью, не обнаруживая в их основе сексуальную пару.
Но это вовсе не значит, что люди, не живущие в конвенциональных парах, обделены любовью и участием, а является лишь свидетельством того, что брак утратил свою монополию на экономическое выживание, различные формы поддержки, сексуальные отношения и заботу о детях.
«Все формы заботы, которые можно было раньше получать только в браке или родительской семье, современные горожане и горожанки могут находить в связях, необязательно основанных на кровном родстве или сексуальных отношениях»
© yelena bryksenkova
В период экономических кризисов особенно важно, чтобы в доступе было как можно больше форм выживания и поддержки. Влияние экономической ситуации на жизненные сценарии стало заметно в Беларуси в последние годы, когда в связи с растущим обесцениванием рубля рынок недвижимости наводнили объявления о групповой аренде жилья.
Жизнь «вскладчину» позволяет многим молодым людям оставаться в больших городах. При этом, деля быт, соквартиранты, так или иначе обмениваются заботой. В свою очередь, взаимная поддержка становится поводом для возникновения привязанностей. То есть фактически, за исключением традиционных гендерных ролей, современная городская семья ничем не отличается от той формы близких отношений, которая в популярной культуре называется «традиционной семьей».
Здесь люди так же дорожат друг другом, поддерживают друг друга и строят совместные планы. И только привычное гетеронормативное мышление наделяет преимуществами гетеросексуальную пару, в то время как другие формы союзов не только получают распространение, но и позволяют городским обитательницам и обитателям проживать удовлетворяющие жизни.
Как сегодня в Беларуси образуются новые ячейки общества, в которых нет ни родственников, ни любовников? Какие отношения устанавливаются между живущими под одной крышей, но не связанными кровным родством и родственными обязательствами? Какие формы принимают любовь и забота в современном городе?
© yelena bryksenkova
Две минчанки, живущие вместе, но не связанные сексуальными отношениями, согласились поделиться историей своей городской семьи.
Шесть лет назад Нина и Оля познакомились во время учебы в университете. Обе девушки приехали покорять столицу с периферии, и на третьем курсе им довелось делить комнату в общежитии. Во времена студенчества тесной дружбы не случилось, но после учебы, когда пришлось разъехаться, выпускницы продолжили общаться и даже съездили однажды вместе в отпуск.
...
Оля
«Близкими подругами мы стали далеко не сразу, возможно, потому, что мы совершенно разные. Смотрим разные фильмы, предпочитаем разную литературу, в еде и одежде вкусы тоже редко совпадают. В общем, не могу в полной мере назвать Нину родной душой. Тем не менее, съехав из «общаги», мы продолжали периодически встречаться, ходить друг к другу в гости»
...
© yelena bryksenkova
После учебы каждая из девушек нашла себе отдельное жилье: Нина снимала комнату, а Оля — квартиру со знакомой. Постепенно и Олю, и Нину перестали устраивать отношения с сожительницами, и они все больше убеждались в том, что тогда, в общежитии, жить вместе было гораздо комфортнее. За те два года горожанки научились улавливать настроение друг друга и сонастраиваться, поэтому совместный быт их не пугал. Но подходящая квартира нашлась не сразу.
Совместная жизнь началась случайно, после того как знакомый предложил Оле квартиру в районе с удобной инфраструктурой.
...
Оля
«Я предложила Нине посмотреть квартиру. Оказалось, что в ней нужно было делать ремонт, но за это хозяин обещал существенно снизить стоимость аренды. Мы сразу согласились. Жить вместе, да еще и недорого, что может быть лучше!»
...
С тех пор девушек связывают не только общие преподаватели и студенческие вечеринки, но и крыша над головой. Возможность жить вместе решает финансовые задачи — зарплата молодых специалисток не позволяет каждой снимать отдельную квартиру. Жизнь в городе потребовала креативных решений — самим делать ремонт в новом жилище и перевозить собственную мебель.
Рассказывая о себе, Оля признается, что по натуре она более эмоциональная и вспыльчивая, временами даже агрессивная, особенно если не выспалась. Нина — наоборот: спокойная, вдумчивая, порой обидчивая.
...
Оля
«Мы полная противоположность друг другу, но при этом скандалим очень редко. Только раз Нина всерьез обиделась на меня за то, что я отказалась помочь ей перекрасить волосы. Живем так, чтобы было максимально удобно каждой из нас. Заранее договорились, что четкого графика домашних обязанностей у нас не будет. У кого есть время и желание, та и занимается стиркой, уборкой, готовкой. Четко прописанных правил нет и никогда не было. До сих пор эта система работает отлично»
...
© yelena bryksenkova
Строгий порядок есть только в обязательных семейных тратах: аренду и коммунальные девушки платят пополам. За шесть лет знакомства подруги научились находить компромиссы, мириться с недостатками друг друга: чувствуют, когда лучше промолчать, чтобы не обидеть и не спровоцировать конфликт, а когда можно пошутить или дать дельный совет.
По словам девушек, когда у одной возникают проблемы, вторая старается ее развеселить, отвлечь, снять напряжение. Эта маленькая семья, случайно сформировавшаяся под давлением обстоятельств и общих интересов, разрушает стереотип о том, что женской дружбы не бывает, что все женщины тайно или явно конкурируют друг с другом за звание «самой красивой» или «самой удачливой».
Начав жить вместе, девушки стали близкими людьми друг для друга. Так, взаимная симпатия переросла в близкие и доверительные отношения. Совместный быт также налагает обязательства — чтобы сосуществовать, необходимо соблюдать условия взаимного уважения и заботы.
При этом девушки не скрывают, что вне стен квартиры они крайне редко проводят время вдвоем: хватает общения дома. Кроме того, у каждой из них есть бойфренд, и если романтические отношения зайдут достаточно далеко, обе готовы на переезд, чтобы строить новую семью.
...
Оля
«Семья для меня — это что-то большее, чем просто жить вместе и ладить. Это круг людей, для которых тебе ничего не жалко, за которых ты всегда переживаешь, которым ты доверяешь по умолчанию. Ты их любишь и миришься с их привычками и характером. Это необязательно должны быть кровные родственники. Семьей можно назвать близких людей, в чьих отношениях присутствует бескорыстность, забота друг о друге»
...
С тем, что тесная эмоциональная связь, которая появляется в совместном быту, немногим отличается от родственных связей, согласна и Нина.
...
Нина
«С Олей можно делиться всем на свете, ей можно доверять сокровенные мысли и переживания, и при этом у нас нет необходимости соперничать друг с другом. Если нужно, могу попросить у нее какую-то вещь или украшение, но это скорее исключение из правил. Все-таки вкусы у нас очень разные»
...
© yelena bryksenkova
Пожалуй, основное отличие городской семьи от «традиционной», основанной на кровном родстве, состоит в том, что в ячейке общества нового типа люди могут выбирать, с кем жить и о ком заботиться. Забота и ответственность в таких союзах возникают в результате общих интересов и общего быта.
На самом деле такая семья давно воспета современной культурой. Вспомнить хотя бы такие популярные сериалы, как «Друзья», «Доктор Хаус», «Шерлок». Телевидение в данном случае реагирует на заметные демографические тренды. Многие западные социологи, исследующие семейные трансформации в современном обществе, называют этот процесс «десексуализацией заботы».
Некоторые ученые полагают, что такая форма отношений вполне может получить официальный семейный статус. В конечном счете, приоритетом государственной политики должно быть не введение ограничений — кто о ком может заботиться, а создание условий, при которых людям было бы удобно организовывать свои сети поддержки так, как им хочется, без угрозы неодобрения или наказания.