За неделю до Дня Мартина Лютера Кинга в моей жизни была полная неразбериха.Я только начал_а работать на новом месте, закрывал_а дедлайны на учёбе и уже побывал_а на нескольких организационных планёрках.
Но в четверг я сильно заболел_а, и мне нужен был тайм-аут. Хотя впереди оставалось ещё много дел и событий, в том числе связанных с маршами.
Мой организм повышал температуру и говорил: «Отдохни и успокойся!» А я спорил_а с ним: «Я долж_на быть там!»
В конце концов, я перестал_а спорить и решил_а отдыхать и набираться сил под чаёк и Тони Моррисон (моя любимая писательница-революционерка).
Я читал_а и смотрел_а новости. Я с гордостью и грустью смотрела на представитель_ниц разных сообществ, а в голове звучал осуждающий голос:
«Активист_ка из тебя… ну такое. Сидя здесь, ты не сделаешь чего-то значительного».
В активистском сообществе существует негласное «правило», по которому ты должен_на участвовать в маршах и демонстрациях. И дело даже не в том, что эти мероприятия важны и исторически значимы. Дело в шейминге тех активистов_ток, которые на них не ходят.
Я знаю, что такое марши и акции, я знаю, как они объединяют людей и дарят чувство уверенности в своей стране и своих идеях.
Это лишь одна из многих форм активного участия, но которая зачастую изображается чуть ли не как единственная форма «настоящего активизма».
Другие методы не получают должного внимания и уважения среди сообществ, хотя они также важны для успешного и долговременного результата.
В борьбе за социальную справедливость нам нужно признать, что «тру-активизм» — это не только митинги.
Кого можно назвать активистом_активисткой? Почему некоторые люди «выпадают» из активистского сообщества? Как вписать туда такие понятия, как забота о себе и осознанность? Какие ещё методы используют активист_ки, чтобы привлечь внимание к несправедливости?
Давайте обсудим.
1. Только эйблисты_эйблистки считают, что на митинги и марши могут ходить все
На демонстрациях я чувствовал_а силу десятков, сотен, а иногда и тысяч людей, которые собрались вместе в знак солидарности и протеста.
Но я редко задумывал_ась о вовлечённости в активизм людей с видимой и невидимой инвалидностью, пожилых людей, людей с социальной тревожностью, или тех, кто просто не может (или не хочет) участвовать в маршах или митингах.
Недавно моя подруга с невидимой инвалидностью и хроническими болями рассказала мне о своём опыте участия в демонстрации.
Во время марша она села на бордюр в стороне, потому что её мучила сильная боль.
И услышала от одного_ой из активистов_ок: «Ты чего тут сидишь?! Почему ты не со всеми?»
Если мы хотим быть инклюзивными [т.е. открытыми для широкого круга людей — прим. пер.], мы не должны решать или указывать, когда и как люди должны заниматься активизмом. Мнение, что значительные изменения происходят только благодаря таким-то активист_кам, ведут к расколу и противоречиям внутри сообществ.
Если мы действительно боремся за социальную справедливость и равноправие, мы должны признать важность всех активисто_к, а не только тех, которые действуют, как мы хотим.
Несправедливо считать, что митинговать могут и должны все активист_ки, потому что «только так можно сделать что-то значительное».
Если призадуматься, таким образом мы исключаем большой пласт людей, которые и так притесняются в обществе. А это противоречит нашим целям.
2. Для начала необходимо подумать о себе
Казалось бы, что может быть важнее для человека, чем забота о себе и осознанность в своём деле? Однако для активисто_к это бывает проблематично.
В тот день я решил_а отдохнуть и позаботиться о себе. И это было полезнее и важнее для меня, в том числе как для активист_ки.
Я принял_а это решение, потому что понимал_а, что этот день и это событие не единственные в моей долгой активистской жизни.
Но насколько часто мы пренебрегаем нашим физическим и психологическим здоровьем?
Мы часто ходим на всевозможные мероприятия, акции, демонстрации, мы постоянно в мыслях об активизме. А потом удивляемся, откуда выгорание, депрессивное состояние или болезни.
Важно не только действовать, но и отдыхать, восстанавливаться и разбирать сложные эмоции с близкими людьми.
Писать об активизме — это тоже значительный вклад.
Осознание своих привилегий тоже является частью активизма.
Думайте о себе и о том, что вы делаете. Это важно для вашей миссии.
3. Борьба с угнетением на работе — это тоже активизм
Все мы можем менять систему даже на работе, если у нас есть такая привилегия, как возможность трудоустройства.
Мне повезло с работой. Несмотря на уровень бюрократии и капиталистические отношения, я каждый день могу понемногу что-то менять.
Я вывожу своих учеников_учениц за рамки учебной программы, помогаю им справиться с суицидальными мыслями, подключаю их к происходящему вокруг: говорю о привилегиях, власти и притеснении.
И хотя об этом активизме не напишут в газетах, бороться с притеснением в любых организациях — с помощью простых бесед, лекций или воркшопов — очень важно.
4. Активисты_активистки бывают разные
В школе мне всегда приводили в пример таких великих революционеров, как Мартин Лютер Кинг и Малкольм Икс. Я восхищал_ась ими и завидовал_а их успеху.
Я не верил_а, что смог_ла бы воодушевлять своими речами толпы людей с высокой трибуны. Я всегда был_а очень застенчив_а и говорил_а тихо.
Я думал_а, что только харизматичные, общительные и бесстрашные лидер_ки могут что-то менять в этом мире. И конечно же, я так_ой не был_а.
СМИ, художественные издания и онлайн-журналы предоставляют новые площадки для деятельности активисто_к, которые открыто борются с притеснением и создают свои сообщества.
Интернет-активизм [он же «slacktivism» — «диванный» активизм — прим. пер.] зачастую критикуется, хотя он доказал свою эффективность в объединении людей и сообществ. Ведь иногда это самый оптимальный вариант.
Например, #традициибезнасилия, #мистерпрезидент, #маршируйдетка, #дело_пи, #MeeToo и другие хэштег-акции и движения, привлекающие внимание людей к проблеме домашнего насилия и агрессии в отношении ЛГБТК+ персон.
Интернет создаёт ощущение сообщества для тех, у кого его нет в оффлайн-пространстве.
Автор_ки пишут статьи о привилегиях и угнетении. Художни_цы и музыкант_ки вдохновляют людей своими произведениями, говорят о проблемах и привлекают к ним внимание общественности.
Важны не только харизматичные и смелые публичные лидер_ки.
5. Если мы что-то делаем, мы уже хорошие активисты_активистки
Мы живём в мире, который любит регулярно напоминать угнетённым людям, что мы делаем недостаточно. Неприятно осознавать, что эта установка сохраняется в некоторых активистских сообществах.
И люди, считающие, что ваш активизм — не активизм, потому что он недостаточно радикален или не соответствует чьим-то идеалам, должны идти лесом.
В некоторых сообществах не признают активисто_к, которые не разделяют определённых идей или действуют не так, как их сообщество.
Да, чувство собственной значимости в сообществе очень важно. Да, мы действительно важны! Но давайте признаем, что формы активизма, отличные от наших, тоже по-своему важны и эффективны.
Где баланс между тем, чтобы хвалить себя за всё подряд и уважать другие формы активизма?
Утверждение, что «только такой активизм (марш / митинг / демонстрация) реально действует», не только неправильно — оно токсично. Оно обесценивает и вытесняет другие важные формы активистской работы.
Люди создают группы о хейтерстве и притеснении, пишут песни в память о жертвах нападений, организуют хэштег-акции и учат детей в школах думать и заботиться о происходящем вокруг.
И если они не «тру-активисты_активистки», то скажите, пожалуйста, кто тогда настоящ_ая активист_ка?
MJ пишет статьи для Everyday Feminism. Он_а Чёрн_ая квир-персона, преподаватель_ница, активист_ка, писатель_ница и музыкант_ка из Окленда. Он_а верит в то, что человеческие истории, озвучивание своей уязвимости, союзничество и творчество помогают в создании движений и сообществ.