На этот раз киновечер резко отличался от всех предыдущих: дискуссия была краткой и лаконичной, а мнения, также как и общее настроение, удивительным образом совпадали в большинстве случаев. Нельзя сказать, что фильмы порадовали аудиторию своей эстетикой, еще меньше они зацепили своим посылом. Тем не менее, мы обсудили каждый из них, и вот краткий отчет.
Красивая гей-история без какого бы то ни было посыла была рассказана нам в фильме «Weird is who's not weird» (Cristopher Carballo Lerma, Мексика). Красивые кадры и цвета напомнили фильм с прошлого кинопросмотра «Sex, Мedicated, Rock-n-Roll» (Анатолий Белов, Украина), посыл которого также оказался завуалированным.
«Weird is who's not weird» (Cristopher Carballo Lerma, Мексика)
Фильм с загадочным названием «Я люблю Тарковского, Тарковский любит меня» (Оксана Киташова и Дарья Юрийчук, Россия) сразу же поставил вопрос о том, где же здесь Тарковский. И зачем в названии этого фильма необходима отсылка к известному советскому режиссеру? Кто-то прочитал в нарративе этого фильма иронию (которая достигалась с помощью наложения цитат, посвященных проблеме женского обрезания, на несколько саркастический видеоряд), кто-то возмутился этому, но общий посыл фильма раскрыть так и не удалось.
«Я люблю Тарковского, Тарковский любит меня» (Киташова Оксана и Юрийчук Дарья, Россия)
Канадский фильм «Move» (John Graham) впечатлил своим техническим исполнением. Тем не менее, он был отброшен как не отражающий тематику фестиваля. То же самое можно было бы сказать о фильме «Thanatopraxy» (Víctor Palacios, Испания) и «PROVISOIRE» (Anthony Cajan, Франция), которые, несмотря на то, что содержат в себе отсылки к ЛГБТ и квир-идентичностям, не обращаются к ним напрямую и не проблематизируют их.
«Thanatopraxy» (Víctor Palacios, Испания)
Похожие опасения вызвал фильм «W.I.M.P: Weekly Interactive Massive Particle» (Valerie Prunier, Франция), который поначалу вызвал сопереживание главному персонажу, но ближе ко второй половине запутал в своем нарративе и образности. Это показалось проблемой и других анимаций, просмотренных в этот день: фильм «Chinese FxxK Culture» (LIN, WAN-CHEN) использует образы, которые были интерпретированы как повествующие о современном патриархальном мире, где женщина (так же, как и мужчина) встроена в общую систему доминирования/подчинения, и те, кто выбивается из этой системы, маргинализируются и подвергаются насилию.
«Chinese FxxK Culture» (LIN, WAN-CHEN, Тайвань)
Из ряда анимаций выбивается «La botanique des Amours» (Anne-Sophie CAYON, Laura NICOLAS, Бельгия), которая невероятно красивым визуальным языком повествует о любви между растениями, овощами и фруктами. В этом коротком фильме можно было прочесть отсылки к экофеминизму через присутствующую в нем связь между репрессией (отсутствием репрессии), любовными отношениями (в образах растительного мира) и природным окружением. Фильм-агитреклама, которую автор этой статьи мечтал бы видеть по телеканалу НТВ каждый день вместо выпуска новостей.
«La botanique des Amours» (Anne-Sophie CAYON, Laura NICOLAS, Бельгия)
Ассоциации с агитрекламой навеял и документальный фильм Тани Сецко «Девочки и мальчики» (Беларусь, 2011). В нем, по мнению аудитории, лаконично и ясно подчеркивается проблема существующего в Беларуси детского гендерного образования, которое направлено на поддержание патриархального порядка и стереотипного поведения. Что интересно, в этом фильме считывается и то, что детям изначально не присуще следование этим канонам: например, на вопрос «Каким бы ты хотел быть?» один из мальчиков отвечает «серебряным». Тем не менее, фильм несколько смутил своей однозначностью, за что и был награжден термином «агитка».
«Девочки и мальчики» (Таня Сецко, Беларусь)
Фильмы «The line» (Ali Nikkhouy, Малайзия) и «What beauty feels like» (Fenia Kotsopoulou, Великобритания) оказались схожи тем, что оба затрагивают какой-то один проблемный аспект и раскрывают его через минимальное количество действий и за короткое время. Обращающийся к образам фильм «The line», как и фильм из Тайваня, был также интерпретирован как затрагивающий вопросы доминирования/подчинения в современном обществе. «What beauty feels like» через повторяющуюся и иногда реверсную видеодокументацию процесса сбривания волос на ногах был призван заставить зрителя прочувствовать, чего стоит красота в патриархальном обществе. Удалось это так себе, но посыл был считан.
«What beauty feels like» (Fenia Kotsopoulou, Великобритания)
Фильм «The Strangest Nest» (Matheus Heinz, Бразилия) мог бы быть принят аудиторией хорошо благодаря теме трансгендерности и присутствующей в фильме проблематизации мужских и женских ролей. Но, к сожалению, присутствующая проблематика заглушалась чрезмерной «каламбурностью» показанных персонажей, чья стереотипность не показалась оправданной.
«The Strangest Nest» (Matheus Heinz, Бразилия)
Фильмы «Bare» (Hüseyin Çifel, Турция) и «Charlie» (Jasmine Aloma, Великобритания) показались самыми незаметными фильмами этого кинопросмотра. «Charlie» повествовал о мечтах одного парня быть трансветитом/трансгендером, фильм «Bare» — скорее о невидимости или страхе быть видимым. Оба фильма показались недостаточно выразительными и не вызвали желания говорить о себе.
«Bare» (Hüseyin Çifel, Турция)
Мы продолжаем ругать и хвалить фильмы, обсуждать проблемы и рефлексировать — присоединяйтесь к нам!