Предпоследний отборочный показ meta-квир фестиваля запомнится нам всем не только своими фильмами, но и последующим обсуждением, которое было достаточно горячим и местами даже конфликтным. Это в очередной раз свидетельствует о важности проведения дискуссий после кинопросмотров, во время которых мы учимся не только грамотно подходить к обсуждению фильмов, но и аргументированно спорить, уважать собеседников, овладеваем культурой ведения дискуссий. В ситуациях, когда встречаются противоположные мнения, особенно важным кажется умение обсуждать именно высказывания, а не людей, которые их произносят, что, несомненно, делает обсуждения более продуктивными и приятными для всех участников.
«Johanna» (Till Gombert, Германия)
Среди фильмов, представленных к показу, два фильма обращаются к теме различных проявлений сексуальности: «Johanna» Тилла Гомберта и «Sexperiment» Мануэля Гюбели. И если первый фильм показался важным уже потому, что знакомит нас с историей асексуальной девушки (темы, которая редко затрагивается как в кинематографических работах, так и в публичном дискурсе в целом), то фильм Мануэля Гюбели оказался интересен не только своим нарративом, но и спецификой операторской работы.
«Sexperiment» (Manuel Gübeli, Швейцария)
При помощи интервью этот фильм раскрывает нам «сексуальности» нескольких людей. Несмотря на то, что мы можем только догадываться о том, какая у них сексуальная ориентация, фильм рассказывает нам о предпочтениях и сексуальных практиках героев, которые они уже пробовали либо хотели бы испытать. Тем самым фильм производит эмансипирующий эффект, проливая свет на скрываемые обычно личные темы и не сводя сексуальность к каким бы то ни было однозначным формам и определениям.
«Bachelorette» (Anna Linke, Германия)
Фильм «Bachelorette» Анны Линке из Германии и «Rangroot» Shashwati Talukdar из Индии оба говорят о специфике отношения к Другому и нормативности в том виде, в котором она имеет место быть в немецкой и индийской культурах. В случае «Bachelorette» наиболее обсуждаемым моментом стал образ коровы, проходящий сквозь весь фильм, и его возможные интерпретации: намекал ли он на провинциальное происхождение девушек-героинь или использовался для того, чтобы осудить их поведение, выстроенное по гетеро-нормативной модели? Тем не менее фильм порадовал своим хэппи-эндом и позитивным настроением.
«Rangroot» (Shashwati Talukdar, Индия)
Фильм «Rangroot» затрагивает тему маскулинности и указывает на ограниченность возможностей для самореализации мужчины в патриархальном гетеронормативном обществе на примере Индии. Кроме интригующего танца значительную часть аудитории задела неожиданная развязка, намекающая на то, что выход из сложившихся социальных и культурных ограничений возможен.
«On Duty» (Mayur Hande, Индия)
Будто подтверждая это предположение, еще один фильм из Индии – «On Duty» (Mayur Hande), – в документальном ключе рассказывает историю о женщине, работающей в дорожной полиции, что, по словам самой героини, довольно сложно в рамках патриархального общества, в котором превалирующее число полицейских — это мужчины. То, как была представлена главная героиня в этом фильме, вызвало острые споры: она выступала в качестве однозначно положительного персонажа, что, с одной стороны, приближало этот фильм по своему пафосу к агитационным практикам, а с другой стороны, представляло образ активной женщины, готовой идти вразрез и существующими социальными и культурными установками.
«Sailor» (Victor Ciriaco, Бразилия)
Фильмы «Sailor» (Victor Ciriaco) и «Captive» (Michael Noonan) вызвали меньший отклик у аудитории. Картина «Sailor» воспроизводит гетеронормативную матрицу в гомосексуальных отношениях, австралийская лента же смутила зрителей тем, каким образом в ней показаны полные люди в возрасте. С одной стороны их персонажи вызывают улыбку, с другой – они показаны нам неуклюжими и несимпатичными (как показалось и автору этого текста). Эмансипирующий эффект мог бы быть достигнут, если бы в фильме присутствовала некоторая эстетизация человеческого тела, но тем не менее этот прием оказался невостребованным.
«Captive» (Michael Noonan, Австралия)
Еще одним спорным фильмом оказался «Puzzle» (Charles Boisseau), в котором несколько растянуто была представлена история одного камин-аута, совершенного сыном перед матерью. Во время дискуссии прозвучало предположение, что этот фильм может быть более интересен для просмотра не-ЛГБТК аудиторией (своеобразное пособие для родителей). Однако была озвучена и встречная мысль о том, что эта история эмоционально близка и понятна ЛГБТК и лично для участников/иц дискуссии является важной. Была также отмечена хорошая актерская игра – повествование в этом фильме часто строилось именно на ней.
«Puzzle» (Charles Boisseau, Канада)
Одним из фаворитов этого показа стал фильм «Taklif» (Maryam Tafakory), который рассказал нам историю взросления девушки из Ирана, прибегая к многочисленным, часто завораживающим и пугающим образам, противопоставляя их друг другу посредством монтажа. Фильм обращался к культурным и религиозным нормам ислама и предоставлял большое пространство для возможных интерпретаций визуального ряда, на который был наложен рассказ девушки.
«Taklif» (Maryam Tafakory, Иран)
Чытайце таксама
Cостоялся второй предпросмотр в рамках meta- квир фестиваля