Фильмы как повод для дискуссии – думаю, прошедший отборочный кинопросмотр meta-queer fest’а лишь подтверждает это. Практически все фильмы были восприняты аудиторией неоднозначно — это уже становится традицией. Хорошей? Уверен, что да. Ни один фильм не был оставлен без внимания, кроме того, у нас уже не в первый раз была возможность напрямую задать вопросы создателям одного из фильмов.
Первый фильм («Невинна», Наталья Гирлина) заставил задуматься о контексте современной России, где дискриминационная политика и гомофобное общество оставляют мало возможностей для реализации потенциальной сексуальности. Главная героиня – обеспеченная, но “скучающая” – вызвала у одних зрителей симпатию, у других – отторжение. В целом, она репрезентирует высший средний класс российского общества, все же зависимый от политики, проводимой в стране, хоть и имеющий возможность компенсировать это консьюмеристскими практиками.
«Невинна», Наталья Гирлина, Россия
Второй фильм («Half Life», Nicolas Pourliaros), снятый в 2014 году, отражает современный греческий контекст и вкратце рассказывает о существующей в Греции практике заражения ВИЧ-инфекцией с целью получения значительного пособия. Фильм минималистичен и эстетичен, однако у многих зрителей не возникло никакой эмпатии, сочувствия и понимания по отношению к главному герою, выбравшему такой путь.
«Half Life», Nicolas Pourliaros, Греция
Фильм «Стерва» Владимира Абиха вызвал, пожалуй, наибольшее неприятие у аудитории. Возмутил основной посыл фильма, как будто оправдывающий инфантильность одного из главных героев через противопоставление его «стерве» — женщине, образ которой, как и весь фильм, состоит из клише и стереотипов. Невозможность высказаться и неумение общаться показались одной из самых важных проблем, затронутых в этой работе. Тем не менее, несмотря на то, что в фильме с некоторой иронией постоянно звучит «Ну ты же мужик!», обращение авторов к гендерной проблематике показалось некритичным и неосознанным, а посыл фильма — неясным.
«Стерва», Владимир Абих, Россия
Режиссеры испанского фильма «Parallelisms» (Álvaro García Company, 2014) попробовали перевернуть реальность и представить ее так, как если бы в этом мире нормативными были гомосексуальные отношения, а не гетеросексуальные. Авторы предположили, что при этом ничего бы не поменялось и дискриминация просто поменяла бы свой знак. В этом смысле фильм проблематизирует нормативность как таковую.
«Parallelisms», Álvaro García Company, Испания
По общим ощущениям, многим зрителям с первого взгляда полюбилась работа «Sex, Мedicated, Rock-n-Roll» Анатолия Белова из Украины. Фильм притягивает к себе внимание благодаря качественной работе, красивой картинке и запоминающейся звуковой дорожке. В то же время, посыл этой киноработы, больше похожей на музыкальное видео, так и остался завуалированным.
«Sex, Мedicated, Rock-n-Roll», Анатолий Белов, Украина
Слишком банальным показался фильм «Flora» (Stephanie Ricci, Бразилия), в котором зритель может увидеть абсолютно обычные отношения между двумя девушками. Тем не менее, его важность может заключаться как раз в том, что он нормализует эти отношения, не делая акцента на сексуальности героинь.
«Flora», Stephanie Ricci, Бразилия
Фильм «Untitled Project (Vol. 1 "Silence Kills")» (Арчи Чекатовский, Беларусь) обрадовал всех обращением к цитатам Эммы Гольдман и Мадонны, актуальность которых все еще не исчерпала себя сегодня. Зрительно несколько испугали сцены повторяющегося насилия над девушкой в кадре, которое, впрочем, меркнет на фоне самого обсуждаемого фильма в этот вечер — «Maniac 8.2.8» (Giorgos Efthimiou, Греция) — насыщенного сценами насилия. «Телесное безумие», «эстетизация насилия» — такие реплики можно было услышать в его адрес. Одно из предположений заключалось в том, что фильм о границах насилия — границах, когда оно относительно добровольно и в пределах сексуальных практик и когда оно по ту сторону желания объекта насилия (в данном случае женщины). Фильм был воспринят неоднозначно, но оставил после себя сильное желание говорить и обсуждать.
«Maniac 8.2.8», Giorgos Efthimiou, Греция
На стыке телесности, сексуальности и танца находится повествование фильма «Intrinsic Moral Evil» (Harm Weistra, Нидерланды). Актеры представили два завораживающих танца, через которые попытались рассказать историю отношений. Однако ключевой проблемой, которую затрагивает этот фильм, на мой взгляд, является маскулинность, которая принуждает к определенному типу отношений между партнерами, если оставаться в ее рамках.
«Intrinsic Moral Evil», Harm Weistra, Нидерланды
Маскулинность как проблемное поле важна и для фильма «ÉDEN» (Fábio Freitas, Португалия), в котором мы видим историю отношений двух парней и девушки. Рассказанная при помощи обращения к стереотипным образам, это история показалась в каком-то смысле пародийной, хотя ее пародийность и не была доведена до необходимого уровня, на котором она была бы легко считываемой и опознаваемой.
«ÉDEN», Fábio Freitas, Португалия
Предпросмотры будут продолжаться, приходите!