Как влияют гендерные предрассудки на диагностику ментальных расстройств?

Прагляды: 3 789

© Stephanie Wade
В этой статье я хочу поговорить о гендерном неравенстве при диагностике ментальных расстройств. Здесь я хочу сосредоточиться на самых распространённых ментальных расстройствах — депрессии и тревожности — и понять, почему у одних людей их диагностируют чаще, чем у других. И хотя большинство исследований, которые я нашла, изучали только цис-мужчин и цис-женщин, игнорируя трансгендерных и небинарных людей, эта проблема сказывается на всех нас.

Депрессию, тревожность и соматические расстройства (которые проявляются в физической боли, заболеваниях или усталости) чаще диагностируют у женщин.

Но о чём это говорит? Или депрессия — самое распространённое ментальное расстройство среди женщин и им труднее преодолеть её, или женщинам просто чаще диагностируют депрессию. Возможно, и то, и другое. Мы не можем точно ответить, пока не будет проведено больше исследований.

Как влияют гендерные предрассудки на диагностику ментальных расстройств?
©Stephanie Wade

Гендерное насилие, жёсткие гендерные требования, уязвимое социальное положение и постоянная ответственность по уходу за другими людьми — всё это дополнительные факторы риска для возникновения тревожности и депрессии.

Понятно, почему женщины больше подвержены этим расстройствам: «обязанность» женщин перед обществом заботиться о семье, тревожные показатели гендерного насилия против женщин и «социальное принуждение» соответствовать гендерной роли, с которой, возможно, вы себя даже не идентифицируете или же которая вас ограничивает, — всё это женщины зачастую испытывают с самого детства.

И если эти факторы и не являются первопричиной возникновения расстройства, то они многократно усиливают то, что заложено в вас генетически.

Мне кажется, это в точности про меня. Я генетически предрасположена к тревожности и депрессии, но именно внешние факторы сильно влияют на мою способность справляться с симптомами и на степень тяжести самих симптомов.

Гендерные нормы пагубно влияют на цисгендерных людей, повышая их тревожность. И чем жёстче нормы, тем выше шанс им не соответствовать. А как быть людям, чьи идентичности не соответствуют гендерной бинарной системе? Тем, кто в эти роли фатально не вписывается? Это не может не подтачивать ментальное здоровье человека.

©Stephanie Wade

Да и сама медицинская система полна стереотипов. Предрассудки врач_инь зачастую также влияют на диагноз.

Мужчине с меньшей вероятностью диагностируют депрессию, чем женщине, даже если у них одинаковые результаты диагностических тестов. Но почему?

Это связано с гендерными предрассудками врач_инь, которые влияют на их восприятие симптомов.

В истории психиатрии было немало мизогинных попыток выявить особые «женские болезни», начиная с «бешенства матки» [истерии, причиной которой считалось блуждание матки по организму — прим. пер.] и до предполагаемой связи грудного вскармливания и психоза.

Одни и те же симптомы зачастую видятся в медицине через «гендерную призму»: у одних эти симптомы требуют лечения, а у других игнорируются. Либо одинаковые симптомы в зависимости от гендера пациент_ки трактуются по-разному и предполагают разные диагнозы.

А в случае с трансгендерными и небинарными людьми предрассудки становятся поводом патологизировать идентичность пациент_ки, списать всё на «отклонение» и «болезнь».

В медицине недопустимо ставить диагноз на основе домыслов или субъективных предположений. А гендерные предрассудки — это те же домыслы, только укоренённые в нас с самого детства. Поэтому особенно важно при постановке диагноза справляться с внутренними предрассудками и ставить под вопрос основания своих суждений.

А при работе с нецисгендерными пациент_ками отсутствие предубеждений — это одно из базовых и важнейших условий, которым нельзя пренебрегать.

©Stephanie Wade

Стоит учитывать ещё один аспект: кто чаще обращается за помощью и куда именно. Цис-женщины чаще обращаются за помощью и рассказывают о проблемах, чем цис-мужчины, которые часто делают это только тогда, когда уже требуется стационарное лечение.

Это, опять же, связано с гендерными стереотипами об эмоциональной уязвимости, из-за которых мужчин осуждают, если они обращаются за помощью. Поэтому мужчины реже обращаются к врач_иням и чаще начинают искать помощь, когда ситуация уже вышла из-под контроля.

Как человек, которая долго работает в сфере ментального здоровья и сама живёт с ментальными расстройствами, я считаю, нам важно подвергать сомнению сами нормы этих расстройств и их диагностирование.

Важно учитывать гендерные предрассудки и дополнительные факторы риска, возникающие из-за дискриминации той или иной социальной группы. Пора оставить в прошлом стереотипные гендерные роли «сильных и эмоционально неуязвимых мужчин» и «хрупких нестабильных женщин» — ради нашего же с вами ментального здоровья.

Конечно, эта статья не рассматривает полный спектр различий в диагностике ментальных расстройств у цисгендерных мужчин и женщин, не говоря уже обо всех нецисгендерных людях.

Но я надеюсь, что после этой статьи вы задумаетесь, почему вам, возможно, трудно обращаться за помощью или почему вам кажется, что почти все ваши знакомые женщины борются с ментальными расстройствами.

Это сложная проблема, которой нужно посвятить больше исследований. Но я считаю, если мы будем расшатывать бинарную гендерную систему, то всем нам будет проще: цис-мужчинам будет легче признаваться в своей уязвимости, цис-женщины будут меньше обременены гендерными требованиями, а трансгендерным и небинарным людям станет более доступна медицинская помощь, в которой они нуждаются и на которую имеют право.

Всё взаимосвязано. Если мы будем бороться с гендерным насилием, то улучшим и наше ментальное здоровье. Если ослабнет влияние гендерных стереотипов, то и уровень трансфобии снизится.

Конечно, ментальное здоровье — это всё же медицинская проблема, с которой мы не сможем полностью справиться, просто «изменив общество». Но мы социальные существа и живём в жестоком и угнетающем окружении. Поэтому важно знать, как оно влияет на наше ментальное здоровье, чтобы поддерживать друг друга и стараться сделать это влияние менее болезненным.

Селия Эделл — влогерка журнала Everyday Feminism, писательница-фрилансерка, феминистская философка. Она получила магистерскую степень по философии в Университете Шеффилда в Англии и сейчас учится на докторку философии в Университете Макгилла в Монреале. Она интересуется критикой расовой теории, повышением осведомлённости о ментальном здоровье и низкопробными фильмами. Она ведёт свой твиттер и блог под ником @ceedling. Вы можете посмотреть её видео здесь.