ЛГБТК пераклады 26 красавіка 2019

Это квирбейтинг или так выглядит дружба?

Прагляды: 13 401

© Ugo Rondinone
В последние несколько лет мне на глаза стал попадаться термин «квирбейтинг»: фанаты_фанатки используют его, обвиняя популярные сериалы и фильмы в манипуляции ЛГБТК-аудиторией. Что такое квирбейтинг, спросите вы?

Квирбейтинг (от англ. bait — приманка, наживка — прим. пер.) — это маркетинговый приём, намеренное создание намёков на гомосексуальные романтические отношения между персонажами_ками в художественном произведении, главным образом в кино или сериалах. При этом сама возможность такого романа игнорируется, открыто отрицается или выставляется предметом насмешек.

Мне кажется, квирбейтинг трудно понять без конкретного примера. Прежде чем задаваться вопросом, действительно ли этот феномен существует, давайте вспомним сериал, который сильно критиковали за использование такого приёма, — «Сверхъестественное».

Для тех, кто его не смотрел_а: этому сериалу уже о-о-очень много лет, и в нём повествуется о приключениях двух братьев, Сэма и Дина (Джареда Падалеки и Дженсена Эклса), которые охотятся на монстров. В четвёртом сезоне они встречают ангела Кастиэля (которого играет Миша Коллинз). Изначально Коллинза пригласили на эпизодическую роль, но благодаря популярности среди поклонниц_ков и потрясающей химии между персонажами он стал регулярно появляться и в следующих сезонах.

Это квирбейтинг или так выглядит дружба?
©Ugo Rondinone

Почти сразу же поклонники_цы сериала заметили интересную динамику отношений между Дином и Кастиэлем. Кастиэль не только спасает Дина из глубин ада, но и неоднократно жертвует собой, чтобы помочь ему. Из бесчувственного солдата на службе у Небес Кастиэль медленно превращается в реального человека, способного на дружбу и эмпатию, — и всё это благодаря Дину. Легко догадаться, почему некоторые толковали эти отношения как романтические — даже создательницы_и «Сверхъестественного» знают о популярности фанатских теорий о романтических отношениях между Дином и Кастиэлем.

Персонажи постоянно попадают в ситуации, в которых они вынуждены действовать, как действовали бы люди в романтических отношениях, но они никогда не делают следующий шаг.

Почему?

Да потому что один из главных героев (Дин) изображён как «альфа-самец», и прописать ему сюжет с гомосексуальными отношениями — значит идти на определённые риски. Реакция некоторых фанатов_к может быть негативной. Могут пострадать рейтинги.

Более того, сценаристы_ки не хотят терять прекрасную возможность держать в напряжении зрительниц_ей, которые задаются вопросом: «Будет ли что-то между ними или нет?» Пока сценарий намекает, что Дин и Кастиэль могут быть больше, чем друзьями, поклонники_цы гарантированно будут ждать следующего эпизода. Ведь в нём они наконец смогут быть вместе — так же, как Сэм и Диана из «Весёлой компании» или Джим и Пэм из сериала «Офис» (США).

©Ugo Rondinone

Пример со «Сверхъестественным» — яркая иллюстрация квирбейтинга: в сериале целенаправленно изображают «особую» близость между двумя (обычно главными) персонажами_ками одного гендера, чтобы привлечь ЛГБТК+ зрительниц_ей, но впоследствии не делают их отношения романтическими, чтобы не испортить рейтинги.

Может быть, «Сверхъестественное» — это самый известный пример такого явления, но далеко не единственный. В пилотном эпизоде «Ривердэйл» две главные героини, Бетти и Вероника, целуются во время выступления для отбора в чирлидерскую команду. В контексте сериала этот поцелуй был спонтанным, смелым шагом, на который они пошли, чтобы попасть в команду. Он не должен был намекать на потенциальный роман между ними — по сюжету девушки вскоре начнут встречаться с одним и тем же парнем.

Но если сцена не должна ничего обещать, как говорят сами сценаристки_ы, то почему она была показана в трейлере?

Почему с её помощью пиарили этот сериал? Конечно же, не для того, чтобы привлечь ЛГБТК+ аудиторию шансом увидеть гомосексуальные отношения между двумя главными героинями, не так ли?

Поскольку квирбейтинг обычно выражается в намёках на романтику, а не в её явном проявлении, возникает вопрос: когда дружба становится квирбейтингом? В какой момент герои_ни из близких друзей превращаются в потенциальных партнёрок_в?

©Ugo Rondinone

Люди, которые не верят в квирбейтинг, часто утверждают, будто зрительницы_и преувеличивают близость между персонажами_ками. Возможно, им настолько не хватает ЛГБТК+ в кино, что они ищут их где только можно. Ведь близость не обязательно равняется романтическим отношениям, в жизни всё не так просто и понятно.

В конце концов, дружба — вещь многогранная. Вспомните, сколько раз вы физически проявляли свою привязанность к другу_подруге? Сколько раз вы говорили другу_подруге «я люблю тебя» и имели в виду платонические чувства? Сколько раз вы жертвовали своим временем и силами, чтобы порадовать друга_подругу?

Со стороны в этом можно было бы усмотреть романтические отношения — даже если их нет. Возможно ли, что фильмы и сериалы, которые обвиняют в квирбейтинге, действительно просто пытаются передать ту эмоциональную связь и те поступки, которые существуют в реальных дружеских отношениях?

Другими словами, существует ли квирбейтинг на самом деле, или это вымысел, созданный аудиторией, которая отчаянно нуждается в репрезентации ЛГБТК+ в кино?

Я думаю, одно другому не мешает.

Я считаю, что в некоторых случаях поклонники_цы действительно могут неправильно истолковать близость и многогранность дружеских отношений и увидеть в них романтические чувства.

Тем не менее, мы не можем игнорировать тот факт, что некоторые поклонники_цы уже по горло сыты гетеросексуальными отношениями в кино. Как правило, отношения ЛГБТК+ людей редко встречаются на экранах, и обычно их оставляют для второстепенных персонажек_й.

При этом я считаю, что в некоторых случаях сценаристы_ки действительно используют квирбейтинг — такие сериалы, как «Сверхъестественное» и «Ривердэйл», служат доказательством того, что создательницы_и фильмов и сериалов могут приманивать аудиторию видимостью гомосексуальных отношений, но бояться действительно их показать.

©Ugo Rondinone

А если в фильме реально есть такие отношения, то их будут засовывать в каждый трейлер и тизер, но на деле дадут им мизерное экранное время (никому не напоминает «Супергёрл»?).

Я не могу не заметить, что многие шоу, использующие квирбейтинг, как правило, нацелены на достаточно молодую аудиторию. Мало кто стал бы обвинять «Прослушку» или «Клан Сопрано» в квирбейтинге.

Но почему? Это моё личное мнение, но «Сверхъестественное» и «Ривердэйл» не похожи на шедевры кинематографа. Значит, этим сериалам нужен хоть какой-то способ удерживать аудиторию (даже если это означает жестоко давать напрасную надежду своим квир-зрительницам_ям).

Но как бы мрачно это ни звучало, надежда всё-таки есть. Ведь появляются сериалы вроде «Оранжевый — хит сезона», «Анатомия страсти» и «Бесстыдники» (США), и в каждом из них есть честная репрезентация ЛГБТК+ персонажей_к, и после их просмотра не чувствуешь себя обманутым_ой.

Я верю, что будущее — за такими сериалами, как «Оранжевый — хит сезона», а не за «Сверхъестественным» или «Ривердэйлом».