Концепция «изнасилования земли» стала одной из теорий, на базе которых в 1980-х возник экофеминизм. По сути, экофеминистки_ты утверждали, что современные проблемы экологии коренятся в патриархате, который обесценивает «другого»: всё находящееся вне предполагаемой нормы, что-то не мужское, не белое, не гетеросексуальное и не «цивилизованное».
В эту категорию подпадают женщины, небинарные люди, расовые и этнические меньшинства, коренные народы и гомосексуалы_ки. Многие ранние экофеминистки_ты, например, Кэролин Мерчант, Сьюзен Гриффин и другие, в своих работах относили к этой группе и природу.
Идея о том, что патриархальное общество может «изнасиловать землю», возникла из двух теорий:
1. патриархальное общество основано на доминировании и контроле над субъектами, которые выходят за рамки установленных правил культуры;
2. женщины могут вернуть себе образ природной богини (или Матери-земли) в качестве источника власти.
Экофеминистка Рэйчел Карсон приводит ряд примеров, когда земля выступает в роли жертвы насилия: серьёзное загрязнение биосферы, чрезмерная эксплуатация многих видов живых существ и ненадлежащее распоряжении отходами производства ядерной энергии. Ранние экофеминистки_ты осуждали потребительский подход патриархальной системы, который ставил во главу угла эффективность и пользу. Экофеминистки_ты связали «тело» земли с телом женщины, и с этим осознанием они стали добиваться социального и политического уважения к женскому уму и телу.
Учитывая глубокую историческую и связь между экофеминизмом и протестами против насилия, а также современные споры о том, что такое «культура изнасилования» в XXI веке, можем ли мы сегодня говорить про связь проблем окружающей среды с физическим изнасилованием? Есть ли между ними сходства, которые нужно выявить?
Хотя эти вопросы требуют более глубокого анализа, чем поместится в одной небольшой статье, я все же хочу рассмотреть здесь несколько проблем. Проявления современной «культуры изнасилования» многочисленны, они включают в себя следующие пункты (но не ограничиваются ими):
— неожиданно большая распространённость изнасилований;
Многие считают «культуру изнасилования» выдумкой радикальных феминисток_ов, которые «просто ищут повод для протеста». Культура изнасилования остаётся продолжением архаичной патриархальной системы доминирования и завоевания, но она скрыта очевидным прогрессом феминизма в массовой культуре. Он позволил женщинам жить более независимо, помог добиться бóльших репродуктивных прав, дал возможность занимать важные политические позиции и баллотироваться на пост президентки_та.
Суть культуры изнасилования как раз и заключается в том, что она скрыта.
Она не очевидна для нас, когда мы заняты повседневными делами, пока мы не столкнёмся с ней лицом к лицу, и, к сожалению, это происходит со многими. Важно отметить, что пережить изнасилование могут не только женщины: согласно статистике, каждый 33-й американский мужчина подвергался сексуальному насилию. Культура изнасилования — это проблема, которую мы не видим или не хотим видеть.
Существует ли «культура изнасилования» окружающей среды? В конце 2015 года в Париже международное сообщество обсуждало возможные действенные решения проблем изменения климата. Некоторые цинично утверждают, будто небольшим странам бессмысленно менять свой политический курс, пока такие государства, как Китай, не регулируют выбросы CO2. Энергетические отрасли, такие как добыча угля и природного газа, из экономических соображений сопротивляются изменениям, направленным на сохранение окружающей среды. Это подкрепляет страхи представительниц_лей рабочего класса, занятых в этих отраслях, и противопоставляет их экологическому прогрессу. Некоторые ссылаются на религиозные тексты, утверждая, что «покорять землю» — это неотъемлемая роль человеческой культуры.
Из-за обилия противоречивых доказательств, которые навязываются со всех сторон, многие просто не знают, кому доверять. Ситуацию только усугубляют попытки новостных каналов показать «непредвзятую» точку зрения, когда они приглашают для дискуссии одного_ну ученого_ную-климатолога_гиню и одного_ну скептика_киню, будто их мнения равносильны. Но мы знаем, что это совсем не так.
Вот в чём проблема: если «культура изнасилования» основана на сомнении в правдивости слов жертвы или в абсолютном безразличии к её существованию, то «культура изнасилования» окружающей среды также может быть реальной.
Сейчас экофеминист_ки не могут просто указать на «насильника_цу» — теперь они должны доказывать окружающим, что «изнасилование» вообще произошло.
Нам нужно сформировать новые теоретические принципы экофеминизма, приспособленные к потребностям XXI века. Экофеминистская концепция 1980-х не подходит для сегодняшних проблем, нам необходимы другие решения. В идеале нам необходимо бороться не только со скептицизмом, но и с апатией информированных.
Даймонд, Ирен и Глория Феман Оренштейн. «Восстаноовление мира: возникновение экофеминизма» / Diamond, Irene, Gloria Feman Orenstein. “Reweaving the World: The Emergence of Ecofeminism” (Сан-Франциско: Sierra Club Books, 1990)
Финис Даннауэй. «Зелёный цвет: использование и злоупотребление изображениями окружающей среды в Америке» / Finis Dunnaway. “Seeing Green: The Use and Abuse of American Environmental Images” (Чикаго: University of Chicago Press, 2015)
Сьюзен Гриффин. «Женщина и природа: рёв внутри неё» / Susan Griffin. “Woman and Nature: The Roaring Inside Her” (Сан-Франциско: Sierra Club Books, 1978)
Эндрю Дж. Хоффман. «Как культура формирует дискуссию об изменении климата» / Andrew J. Hoffman. “How Culture Shapes the Climate Change Debate” (Стэнфорд: Stanford University Press, 2015)
Джошуа Хау. «За поворотом: Наука и политика глобального потепления» / Joshua Howe. “Behind the Curve: Science and the Politics of Global Warming” (Сиэтл: University of Washington Press, 2014)
Кэролин Мёрчант. «Смерть природы: женщины, экология и научная революция» / Carolyn Merchant. “The Death of Nature: Women, Ecology and the Scientific Revolution” (Сан-Франциско: Harper and Row, 1983)
Джудит Плант. «Заживление ран: надежда на экофеминизм» / Judith Plant. “Healing The Wounds: The Promise of Ecofeminism” (Филадельфия: New Society Publishers, 1989).