Летний вечер в берлинском клубе «SO 36». Возбужденная публика следит за шоу. Над танцполом, сомкнув объятья и не отрывая глаз друг от друга, под аргентинские ритмы порхает пара.
Адриана Фроссаско и Максимилиано Авила. Фото с сайта www.maximilianomartinoavila.blogspot.com
Танго — социальный танец, т.е. скорее форма общения, чем соревнование. В отличие от бальных танцев, здесь нет сложных длинных схем, всё строится на импровизации. В классическом аргентинском танго есть чёткое разделение на «ведущего» партнера-мужчину и «ведомую» партнёршу.
«В квир-танго разделение ролей не прикреплено к полу. Мужчина может вести мужчину, женщина — женщину, разнополая пара может меняться ролями, как ей вздумается»
Наверное, именно эта вариативность и привлекает большую часть публики, стекающейся на милонги (танцевальные вечеринки) и курсы квир-танго в Москве, Париже или Стокгольме.
Как пишет немецкий квир-журнал Siegessäule, «у танго вкус секса, эротики, страсти. Оно пахнет потом, духами и красным вином. Танго звучит как стук каблуков по паркету, шелест одежды и музыка, музыка, музыка. В 2009 году танго вошло в список Всемирного наследия ЮНЕСКО и давным-давно — в (эротические) фантазии многих геев и лесбиянок».
Танцевальный перфоманс на Rosso Tango Art Festival, Италия, 2008 © Gureu
Легенды о танго гласят, что «квир»-танцем оно было с самого начала, т.к. мужчины танцевали его друг с другом. Знаменитый аргентинский писатель Хорхе Луис Борхес, например, был убеждён, что только что зародившееся танго танцевалось клиентами проституток, которые так коротали время в ожидании своей очереди перед входом в бордель. Лишь позже, выйдя из маргинальной части общества на свет, покрывшись лоском и «приличиями» и разойдясь по Европе, танго стало гетеронормативным, а мужчинам стало запрещено танцевать без партнёрш. Известны французские фривольные открытки начала XX века с изображением женских пар, танцующих танго, но непонятно, изображают они любовную пару или это постановка, призванная порадовать мужской глаз.
Современное движение квир-танго знает о своих корнях и охотно продолжает традицию. В 1980-х годах первые квир-милонги вспыхнули в немецком Гамбурге, здесь же в 2001 году был проведён первый квир-танго фестиваль. Сегодня такие фестивали локального и интернационального уровня регулярно проходят в Буэнос-Айресе, Копенгагене, Стокгольме, Сан-Франциско, а с 2013 года — и в Москве. Несколько заядлых тангеро поделились c MAKEOUT своими впечатлениями о любимом танце.
Ирина Степанска
32 года, посетительница курса квир-танго в Берлине
32 года, посетительница курса квир-танго в Берлине
Фото из личного архива Ирины
Я танцую примерно год. Никогда ничем таким не занималась раньше. Наверное, сказывалась детская травма после строгих учителей и уроков ритмики. Поскольку я со своим телом не сильно дружу, это было табу для меня. А музыка мне всегда нравилась, я слушаю аргентинское танго с удовольствием. Но здесь, в Берлине, я случайно увидела на концерте в женском клубе флаер с рекламой курса квир-танго и записалась.
«Мне нравится, как всё преподаётся, и сам смысл танца мне по душе. Обе роли у нас учатся параллельно. Нет понятия «пара», мы постоянно меняемся»
Танец — это невербальное общение. Это прекрасная техника для тех, кто хочет развить что-то в своём теле, кто, может быть, не умеет общаться и таким образом учится делать это сначала невербально. Один партнёр ведёт, а второй учится его слышать и не повиноваться, но следовать. Ведущий приглашает к определённому движению, но ведомый имеет свою волю и не обязан соглашаться, какое-то движение может быть пропущено. Т.е. не только ведомый учится слушать и слышать партнёра, но и ведущий учится слышать и понимать, а если нужно, принимать отказ.
«Ты танцуешь для партнёра. Не для себя и не для окружающих. Если ты танцуешь для публики, думаешь, как ты сейчас круто выглядишь со стороны, то это всё ломает, танец рассыпается»
А когда танцуешь для партнёра, когда вы танцуете друг для друга, ощущения как в советском мультике про Щелкунчика, где он танцует с девочкой и они кружась улетают вверх к звёздам.
Танец изменил меня, в обычной жизни, вне танцпола, я чувствую себя более расслабленной, моё чувство ритма было моей слабой стороной, и теперь оно становится всё лучше. В коммуникации с моей девушкой я научилась быть мягче, прислушиваться к ней. Я физиотерапевт и работаю с людьми, и мне кажется, я стала их лучше понимать. К тому же, теперь мне легче объяснить какие-то движения пациентам, которые тоже увлекаются танцами. А ещё я научилась верить в себя, не бояться.
«Ведь в танго как? Каждый хочет вести, но все поначалу боятся и не верят, что у них получится. Учишься преодолевать сомнения и брать на себя ответственность»
Натали Меркулова
31 год, Санкт-Петербург, соорганизатор 2-го российского квир-танго фестиваля — 2014
31 год, Санкт-Петербург, соорганизатор 2-го российского квир-танго фестиваля — 2014
Квир-танго дает свободу от гендерных привязок. Это важно для всех, важно уметь и слушать, и выражать что-то. Для мужчин особенно важно понимать, что роль ведущего вовсе не приклеена намертво к мужскому гендеру, и что следовать тоже приятно и увлекательно. К тому же, роль ведомого — это не про подчинение. Это про внимательность.
Новичкам в квир-танго тяжело отказаться от стереотипной роли, потому что массовая культура опошлила танго. Мы все сначала пришли в танго с картинкой в голове: роковой мужчина в шляпе и костюме прижимает к себе не менее роковую женщину в красном платье и чулках в сетку. От этого сложно уйти.
Многие танцоры занимаются квир-танго только по причине своей ориентации, а в отношении вопросов гендера и дискриминации могут оставаться очень невежественными. Увы, можно танцевать квир-танго и оставаться сексистом. Я знаю такие примеры.
«Танго помогает в любых сложных ситуациях — это своего рода эскапизм. Трудно? Больно? Тяжело? Пойду потанцую!»
Юрий Панов
31 год, организатор «Qtango» — первой школы квир-танго в Москве
31 год, организатор «Qtango» — первой школы квир-танго в Москве
Фото из личного архива Юрия
Танго строится на очень интимном контакте между партнерами, это своего рода общение на языке движения, способ познания партнера. И между людьми могут быть очень разные отношения: дружба, любовь, любопытство, и сексуальное влечение тоже. В каждой паре получается разное танго. Бывает, что в танце получаешь только удовольствие от движения, личностного общения не складывается. Но если между людьми что-то есть, то в танго это может выйти на новый уровень, раскрыться.
«Бывает, что образуются пары, но это происходит не так уж часто. Люди, которые приходят в школу танго, думая, что это клуб знакомств, очень быстро разочаровываются, так и не успев понять, что может дать этот прекрасный танец»
Если танцор начинает изучать роль, типичную для противоположного пола, то он, как правило, начинает танцевать лучше, потому что начинает понимать танец «с другой стороны». Не так часто, но все же бывает, что к нам в школу приходят гетеросексуалы, чтобы изучать противоположную роль для собственного развития. А на милонги к нам приходят люди из «традиционного» танго, которым просто нравится атмосфера у нас.
Мы вообще-то очень мало обнимаемся в повседневной жизни. Для экспрессивных аргентинцев гораздо более естественно обниматься и целоваться при встрече, пусть даже с едва знакомым человеком. Но ведь это здорово, при таком телесном контакте происходит обмен чем-то личным. В танго мы обнимаемся по-настоящему, приходится учиться доверять друг другу, чувствовать, что происходит с человеком напротив тебя. После опыта танго и повседневная жизнь видится в несколько другом свете.
В материале использованы фото из личного архива героев.