19 ліпеня 2019

Беларусские транс*люди меня ненавидят

9 349
Этот текст потребовал от меня признаться самому себе в том, в чём транс-активисту признаваться очень больно.
Изображение: Дарья Данилович
Этот текст очень радикальный. Настолько радикальный, что, боюсь, после него я потеряю половину своих подписчиков_подписчиц. И, может, получу ещё больше ненависти и травли (куда уж больше). Этот текст потребовал от меня признаться самому себе в том, в чём транс-активисту признаваться очень больно. Это если не потеря ценностей, то их серьёзные изменения.

Беларусские транс*люди меня ненавидят. По крайней мере, большинство.

Сначала я думал, что это часть обычной для активизма травли от своего же сообщества: вот, мол, из-за таких выскочек нас — нормальных т*людей/геев/феминисток/веганов/правозащитниц/подчеркнуть нужное — все и не любят. Мы не выпячиваемся и не пиаримся, мы хотим нормальной жизни. Если бы не активистки_активисты, у нас бы не было столько проблем. Нормальные геи не ходят на прайды, нормальные феминистки не бреются. Нормальные т*люди — точно не такие, как я.

Единичные вбросы я старался игнорировать, но получалось не всегда. Однажды некто «ВКонтакте» накатал мне полотно, основные тезисы которого звучали так:

1) из-за меня т*людей в Беларуси теперь ещё больше не любят;

2) я «отнимаю у трансгендеров любовь» (так и написали), потому что настоящие т*люди гораздо духовнее, чем я, и не обсуждают т-переход публично;

3) на самом деле я женщина, которая носит мужские шмотки, коротко стрижётся и поэтому возомнила, что может называться т*парнем.


Беларусские транс*люди меня ненавидят© Иллюстрация Дарьи Данилович


Если бы этот вброс звучал как большинство комментариев под моими интервью в СМИ («лечить/стрелять таких надо»), я бы вообще не загонялся — ну, долбоёб человек, ничего не поделаешь. Но тут всё было грамотно, эмоционально, а главное — от человека из сообщества. От человека из моей прямой аудитории. Я чувствительный и в принципе долго отхожу от таких вещей. Но тогда мне казалось, что это всего лишь мнение одного, а вон ещё десять написали «ты классный, спасибо за то, что ты делаешь». Значит, нужно обращать внимание только на них.

Потом я понял, что сообщество тех десяти человек — это не всё т*сообщество Беларуси и даже не его половина. В кругу моих друзей бытует наименование «квирятник»: эти люди более-менее шарят в терминах вроде «гендер», «квир», «дискриминация», «угнетение» и т.д., у них есть доступ к инфополю вроде лекций, воркшопов, фестивалей, интернет-ресурсов, где они могут знакомиться друг с другом и самовыражаться как захотят. Согласен, это привилегии, и у людей из маленьких населённых пунктов их чаще всего нет. Но дело не только в инфополе — дело в готовности принимать то, что существуют люди, понимающие мир не так, как ты. Что даже если ты не знаешь, кто такие гендерфлюиды, это не значит, что их нет и что их не нужно уважать.

Т*люди из такого «квирятника», как оказалось, и есть моя аудитория. И хорошо, если это 10% от всех т*людей Беларуси.

Остальные 90% хотели бы, чтобы меня не было.


© Иллюстрация Дарьи Данилович


Я убеждался в этом по чуть-чуть и окончательно убедился после общения в чате, в который я попал практически случайно (до него были другие чаты, но меня в них никто не звал). Т*люди — в основном из Минска, но есть и из других н/п — создали этот чат, чтобы разобраться с косяками, случившимися в начале этого года в медицинской системе перехода (уволились врачи, отменились медкомиссии, пришлось писать петицию и идти в Минздрав). Нигде так не знакомишься с внутряком, как в неформальных чатах.

Моё активное участие в общении закончилось старым добрым срачем, в котором я участвовал первые десять минут, а остальные пару часов люди продолжали обсуждать меня и всю мою деятельность. Мне подтвердили всё, что я о себе уже слышал, и добавили много нового. Например, что у меня «бабская фигура и бабский голос», из-за которых мне должно быть «стыдно ходить по улице». Или что я обязательно пойду «в откат», потому что «какой смысл менять документы», если я не начинаю гормонотерапию, и как я смею «пропагандировать» (то есть рассказывать в СМИ и соцсетях), что т*люди могут вообще не садиться на гормоны. Дескать, из-за меня всякие умники пойдут менять документы, потом «уйдут в откат», и т*людей невзлюбят ещё больше.

Нормальные т*люди должны хотеть быть как цис-люди.

© Иллюстрация Дарьи Данилович


«Я не имею ничего общего с этой "т"», — написал в чате один из них.

«Есть здесь трансы, которые не ЛГБТ?», «А я вот гомофоб» — ещё пара фраз оттуда же.

И я почувствовал то, что, в общем-то, замечал в себе и до этого, но теперь увидел максимально чётко.

Я зол.

Я злюсь на т*людей. Не на всех, но на самую большую — и самую громкую — их часть.

Я злюсь, что им стыдно выходить на улицу со своими телами, при том что их тела не ненормальны.

Я злюсь, что они говорят сексистское дерьмо, чтобы казаться женственнее или мужественнее.

Я злюсь, что они гомофобят, считая, что т*человек не может быть не гетеро.

Я злюсь, что они засирают внешность друг друга, чтобы на фоне своих же выглядеть чуть более цис-людьми.

© Иллюстрация Дарьи Данилович


Я злюсь, что они кладут болт на свою идентичность, потому что для них трансгендерность — это стыдный, позорный этап жизни, который они забудут сразу же после перехода.

Я злюсь, что всю оставшуюся жизнь они будут отыгрывать всё те же стереотипы о мужчинах и женщинах — стереотипы, которые однажды загнали их в закрытые чаты и сделали изгоями как среди цис-людей, так и среди себе подобных.

И несмотря на то, что я злюсь, я никогда не перестану уважать их выбор и их самих. Я никогда не решал и не хотел решать за всех т*людей, какими им быть и как строить свою жизнь. Но есть кое-что, на что я всё же хотел бы повлиять.

Я хочу, чтобы т*люди выглядели и жили так, как они хотят, и не ненавидели друг друга за это.

Как минимум — чтобы они не боялись не начинать гормонотерапию и не делать операции.

А в моём активизме всё же есть смысл — я это знаю. Пусть даже для тех десяти человек, написавших «спасибо за то, что ты делаешь».