Помимо всех эмоциональных и физических проблем, которые сопровождают этот опыт, у меня на то есть несколько причин.
Тело беременных часто рассматривается как общественная собственность. В результате многие считают, что имеют право делать абсолютно неуместные комментарии обо всём подряд: от внешнего вида беременных до их образа жизни и выбора медицинских процедур.
Члены семьи, коллеги_жанки и даже прохожие считают уместным задавать беременному_ой человеку очень личные вопросы, которые совершенно их не касаются, или делать комментарии, которые были бы абсолютно неприемлемы при других обстоятельствах.
Как только кто-то беременеет, окружающие начинают думать, что права потенциальных, ещё не рождённых людей важнее прав реальных людей, которые уже находятся в этом мире.
Поэтому я представляю вам семь высказываний, которые часто не моргнув глазом озвучиваются в адрес беременных людей и подкрепляют идею, будто в ближайшие сорок недель общественная роль человека сводится к инкубатору.
©Дарья Данилович
1. «А кто отец?»
Представьте, что вы давно не видели вашу подругу Катю. Внезапно вы узнаёте, что она беременна, и вам хочется наверстать упущенное. Но по нескольким причинам вопрос «А кто папа?» лучше не задавать.
Может, Катя решила самостоятельно завести ребёнка.
Может, Катя состоит в отношениях с девушкой, и хотя некоторые квир-мамы воспитывают ребёнка вместе с их биологическими папами, чаще всего доноры_ки спермы остаются просто донорами_ками. Второй_ая родитель_ница может не быть мужчиной.
Может быть, Катя попала в сложную ситуацию и не готова делиться тем, что секс произошёл не по обоюдному согласию, или что она суррогатная мать, или что она просто не уверена, кто отец.
Имейте в виду: если в жизни вашей подруги активно участвует другой_ая родитель_ница и подруга сочтёт важным об этом сообщить, она скорее всего и так это скажет.
2. «Когда свадьба?»
Я прожила 10 счастливых лет с отцом моих первых двух детей без юридической защиты в виде брака, поэтому меня очень раздражает, когда люди предполагают, что эти два события должны сопутствовать друг другу — особенно учитывая, что пары всё реже вступают в брак ради заведения детей.
В США за последние шесть лет более 41% детей родились вне брака (большинство из них появились у родителей_льниц, которые жили вместе). Это большой скачок по сравнению с 5% детей, рождённых вне брака в 1960 году, и заметное увеличение по сравнению с 32% в 1995 году.
Почему мы всё ещё зациклены на том, что сначала люди должны влюбиться, потом жениться, и только потом возиться с детскими колясками? Лично я виню в этом свадебную индустрию, которая продолжает набирать обороты, и продвижение тех ценностей, которые многие люди уже давно не поддерживают. Но это всего лишь моё мнение.
Сам по себе брак по умолчанию не делает людей хорошими родителями_льницами, не создаёт стабильную семейную жизнь и не обеспечивает ребёнка «успешным будущим».
Многие пары заводят детей, не вступив в брак, многие люди являются самостоятельными родителями_льницами, а другие разделяют опеку с разными людьми или создают какие-либо иные уникальные семейные модели.
Более того, исследования показывают, что большинство таких детей чувствуют себя так же хорошо, как и те, чьи родители_льнцы связаны узами брака.
©Дарья Данилович
3. «Ты будешь пить это?»
Все слышали о том, что употреблять алкоголь во время беременности опасно. Все где-то читали, что «женщины не должны пить алкогольные напитки во время беременности из-за риска врождённых дефектов плода и фетального алкогольного синдрома».
В результате в обществе сформировалось негласное правило, что все окружающие имеют право контролировать, что употребляют беременные.
Однажды, когда я была беременна первым ребёнком, я была на вечеринке, и ко мне через все комнату прибежала какая-то женщина, чтобы громко упрекнуть меня за глоток пива, который я сделала из бокала моего парня. Её лекция не изменила моего взгляда на ограниченное употребление алкоголя во время беременности, но она определённо дала мне понять, что такие напитки надо пить вне поля зрения общественности.
Но что показывают исследования?
Вот, что говорит главный медицинский редактор блога Гарвардской медицинской школы:
«Насколько достоверны медицинские доказательства, оправдывающие строгое воздержание от алкоголя во время беременности? Они оставляют желать лучшего. Недавние исследования показывают, что беременные [люди], которые время от времени пьют, не вредят себе или своему ребёнку».
Исследование, проведённое в Дании в 2012 году, показало, что редкое или умеренное потребление алкоголя во время беременности не влияет на развитие способностей пятилетних детей.
Многие беременные люди узнают о своей беременности не сразу. Обрекают ли они свою_его ребёнка на пороки развития, употребляя алкоголь во время беременности, о которой они ещё не догадываются? Нет. Они почти наверняка не причинили вреда своим ещё не рождённым детям.
Не все разделяют мнение, будто следует избегать алкоголя, если вы пытаетесь забеременеть.
Некоторые уважаемые медицинские учреждения, такие как Министерство здравоохранения Великобритании, утверждают, что пить одну порцию алкоголя пару раз в неделю во время беременности — это нормально. Из-за этих доказательств строгая рекомендация полностью воздерживаться от алкоголя во время беременности кажется мне излишней.
Очевидно, что любой_ая беременный_ая персона должен_на сам_а решать, пить алкоголь или нет. Но действовать так, будто один бокал вина — это жестокое обращение с детьми, или предполагать, будто людям нельзя доверять сделать глоток пива, — это отвратительно.
4. «А вы не слишком молоды для материнства?» / «Вы же использовали ЭКО? В вашем возрасте по-другому уже не получится»
На беременных подростков обычно смотрят, как на изгоев, которые пали жертвой беспечного отношения к сексу. На немолодых беременных людей часто смотрят, как на эгоистов_ок, которые ставят под угрозу здоровье ребёнка и используют дорогие и даже «неэтичные» средства, чтобы его_её завести.
Эти мнения сводят разных людей к одному упрощённому негативному образу.
В случае подростков есть множество причин, по которым некоторые из них беременеют и рожают детей. Вот хотя бы четыре:
1. Общество создаёт несовершеннолетним людям преграды к надёжным средствам по контролю над рождаемостью, а затем отказывает им в беспрепятственном доступе к абортам.
2. Некоторые подростки могут состоять в отношениях с абьюзивными партнёрами_ками, которые не дают им использовать контрацепцию, потому что ребёнок даст абьюзерке_у ещё больше контроля над своей_им партнёром_кой.
3. Эта беременность может быть желанной.
4. Некоторые, возможно, планируют отдать детей на удочерение_усыновление.
Когда мы укоризненно смотрим на беременных подростков, пристыживаем их и ворчим, что их ребёнок, скорее всего, окажется нищим_ей преступником_цей, а не, скажем, президентом_кой Соединенных Штатов (хотя Барак Обама родился у 18-летней матери), мы настраиваем их на трагедию.
На другой стороне спектра находятся стереотипы о беременности у немолодых людей. Окружающие осуждают их якобы эгоистичное желание достичь определённого личностного и профессионального уровня до рождения детей.
Как только человек попадает в какой-то волшебный возраст, окружающие получают «право» вслух рассуждать о том, как началась эта беременность.
И хотя те же самые люди скорее всего пользуются тысячами медицинских достижений современности, вспомогательные репродуктивные технологии по-прежнему высмеиваются как что-то противоестественное.
Люди, которые в конечном счёте становятся родителями_льницами, начинают это путешествие в разном возрасте и по совершенно разным причинам. Как человек, которая рожает детей на протяжении почти десяти лет при совершенно разных обстоятельствах, я считаю, что сам по себе возраст — один из наименее важных факторов во всём этом процессе.
©Дарья Данилович
5. Зачем ты хочешь сделать камин-аут как трансгендерный мужчина, если ты собираешься забеременеть?
Люди часто предполагают, что гендер или пол человека определяют то, как он_а использует свои части тела. Тем не менее, это предположение неверно — оно поддерживает многоступенчатую систему угнетения.
Ожидание, что тело человека будет служить той или иной цели в зависимости от его строения, — это мощный, исторически сложившийся инструмент подавления и сексизма.
Если мы применяем эту логику к трансгендерным людям, то она становится ещё и трансфобной.
Сегодня многие уже знают, что наши тела не обязаны работать так, как ожидает от них общество. Вопреки распространённому стереотипу, некоторые транс*мужчины и небинарные люди могут и хотят забеременеть. В своём опыте зачатия, беременности и родов они сталкиваются с теми же проблемами, что и цис-женщины. Но вдобавок к этому они вынуждены иметь дело с дополнительным давлением из-за трансфобии.
В исследовании, опубликованном в журнале Obstetrics and Gynecology, было обнаружено, что беременные транс*мужчины часто сталкиваются с мисгендерингом и враждебным отношением, им отказывают в медицинских услугах и даже заявляют о них в службы защиты детей.
В результате многие их них переживают изоляцию и депрессию, а у некоторых из них вновь появляется дисфория, даже если это чувство уже давно осталось в прошлом.
Опыт беременности не означает, что транс*человек не соответствует тому гендеру, с которым он_а идентифицируется, и никому не стоит утверждать обратное.
6. А тебе можно [вставьте любое занятие]?
Правительства просто обожают зародышей! Их защищают многие законы: в одном из штатов Америки мёртвых беременных людей обязаны держать на аппарате жизнеобеспечения в надежде, что они всё ещё смогут родить. Более того, во время беременности на людей обваливается шквал запретов и рекомендаций о том, как вырастить идеальную_ого ребёнка.
(Недостаток заботы о детях и их родительницах_лях в послеродовой период — это совсем другая история: взять хотя бы халатное отношение к послеродовой депрессии или насилие в детских домах. Так, навскидку.)
Беременные люди сталкиваются с огромным количеством жутких предостережений, которые показывают, как сильно наши страны любят предрассудки. Вот некоторые из них: кесарево сечение приводит к ожирению детей (ведь об этом надо беспокоиться ещё до рождения потенциальной_ого ребёнка!), а приём парацетамола гарантировано вызовет синдром дефицита внимания и гиперактивности у будущего_ей малыша_ки.
Тотальный общественный контроль за выбором беременных кажется обыденностью, но он создаёт среду, в которой допустимо уделять больше внимания здоровью плода, нежели здоровью человека, или сажать людей в тюрьму во время беременности, чтобы «защитить» их плод, или обвинять их в преступлении за выкидыш.
©Дарья Данилович
7. «Я бы никогда не… (стал_а узнавать пол ребёнка / сделал_а генетический анализ / сделал_а аборт / рожал_а дома)»
Ежедневная пробежка на шестом месяце может отлично подходить для вас, но мне она покажется кошмаром. Точно так же моё решение последовать совету доктора_ки и придерживаться постельного режима может показаться вам пыткой, а мне принести душевное спокойствие, в котором я нуждаюсь.
Существует несчётное множество культурных и социально-экономических различий, которые могут повлиять на то, как люди переживают беременность и роды.
Например, исследование о влиянии культурных особенностей на родовые практики показало, что на наш опыт беременности и родов влияют и место нашего рождения, и раса, и этническая принадлежность, и религия.
Мы часто забываем, что люди переживают беременность и роды в очень разных контекстах.
Подумайте об этом, и вы избавитесь от желания делать надоедливые комментарии о том, что рождение ребёнка дома — это прямой путь к катастрофе, а роды в больнице неизбежно приведут к кесареву сечению.
Беременность не отменяет автономию.
Никто не сомневается, что большинство беременных людей хотят здоровых детей. Но вести себя так, будто беременность мешает им принимать оптимальные для себя и своей_его ребёнка решения, и пытаться контролировать их выбор — это не помощь.
Такое поведение только укрепляет идею о том, что беременность лишает человека автономии, а это очень опасное мнение, который все мы должны отслеживать внутри себя.
Эллен Кейт — авторка Everyday Feminism и мама. Она работает специалисткой в области медицинского просвещения и иногда занимается писательством. Получив степень бакалавра в области женских исследований в своём родном городе Ванкувере, Эллен переехала в Нью-Йорк, где получила степень магистра в области здравоохранения и сексуального образования. Эллен ведёт раздел для ЛГБТ-подростков на сайте About.com. До этого она писала для подросткового сайта Planned Parenthood и вела блог о секс-воспитании на gURL.com. Подписывайтесь на неё в Twitter @ellenkatef.