25 чэрвеня 2014

10 мифов об асексуальности

425 017
О гармонии с собой, красоте человеческого тела и о том, чем асексуальность отличается от продажи души.
Изображение: Shirin Abedinirad
О гармонии с собой, красоте человеческого тела и о том, чем асексуальность отличается от продажи души.

Быстрее, выше, сильнее, чаще. Секс, определенно, — самый модный вид спорта. Культура на протяжении веков говорит нам, что заниматься сексом не только приятно и весело, но и обязательно. Нам твердят, что регулярный и разнообразный секс — это норма, к которой нужно стремиться, а его отсутствие должно быть поводом для тревоги, вины и стыда. Неудивительно, что в эпоху глянцевых фривольных обложек тема асексуальности становится плодородной почвой для появления разнообразных домыслов и страшных сказок. Развенчать самые распространенные мифы нам помогла Даша, художница и асексуалка.

Даша
19 лет



На встрече мы говорили о том, как важно рассеивать социальные предрассудки о нормативной идентичности

Миф первый:
Асексуальность — это физическое или психологическое расстройство

Асексуал может не испытывать сексуального влечения к другим людям в принципе или иметь крайне низкий уровень влечения — это не зависит от пола или гендера предполагаемых партнеров. В культуре, где отсутствие секса рассматривается как тревожный симптом и повод для беспокойства, на асексуальность легко навешивают ярлык болезни. Может быть, это результат пережитой в детстве травмы? Или разгадка найдется в твоей медицинской карте? Если ты считаешь себя асексуалом, тебе наверняка не впервой эти бестактные предположения. И хотя асексуальность не входит в знаменитый перечень МКБ-10 («Международная классификация болезней»), стереотипу о патологической природе асексуальности подвержены даже врачи

Несмотря на это, асексуальность не является сбоем в работе организма или психическим отклонением. Человек, переживший насилие или имеющий психологические проблемы, может также быть асексуалом, равно как и иметь любые другие черты и привычки. Между выбором асексуальности и физическими особенностями нашего тела нет причинно-следственной связи.

Если думать, почему я себя так ощущаю… В интернете, мне кажется, больше склоняются к тому, что это либо психологическая проблема, либо физиологическая. Я не проходила никаких обследований ни в той, ни в другой области. Со мной все нормально, мне просто хорошо, я хорошо себя чувствую. Незачем, чтобы кто-то, разбираясь в этом, пытался наставить меня «на путь истинный». Я подписана на пару сообществ об асексуальности в сети — не потому, что мне хочется пообщаться, а чтобы увидеть какую-то адекватную информацию: все, что я читала раньше, написано слишком научным физиологическим языком, все сводится к медицине, норме. Но у каждого свои причины.

Когда мне пытаются рассказать, что сексуальная жизнь должна быть предопределена физиологией или природой, то мне хочется ответить: черт возьми, мы живем в ХХІ веке, какая природа?

10 мифов об асексуальности
© Shirin Abedinirad


Миф второй:
Асексуалов вообще не интересует общение с другими людьми

Асексуальность не предполагает закрытого образа жизни по определению. Как и любой другой человек, асексуал может быть экстравертом или интровертом и формировать круг общения в зависимости от своего темперамента, характера и потребностей. Различий между асексуальными людьми и так называемыми просексуалами в социальной сфере нет.

Мне, например, легко общаться на рабочие темы. Я с тобой абсолютно нормально поговорю как Даша-коллега. Когда я была студенткой, понятное дело, общалась с однокурсниками: была активисткой, у меня не было проблем с успеваемостью, я не была фриком. Т.е. каких-то сложностей с социализацией у меня никогда не было. У меня есть знакомые, есть друзья — это люди, которых я знаю с детства, я ими дорожу, потому что им не надо ничего объяснять.




Миф третий:
Асексуалам неприятно человеческое тело

Восприятие тела как объекта желания, акцент на сексуальной привлекательности чужды асексуалам. Но это совсем не означает, что у асексуальных людей внешний вид человека вызывает неприятные эмоции или является табуированной темой.

Я отношусь [к телу] как к объекту изучения, скорее всего. Как к сексуальному объекту — нет. В работе я вообще придерживаюсь культа натуры: любой человек для меня красив. Мне нравится, работая над портретом, придумывать характер человека, основываясь на его внешности. Всегда складывается впечатление, что я об этом человеке знаю все.




Миф четвертый:
Асексуальные люди несчастливы, их угнетает отсутствие секса

Как уже говорилось, асексуальность не является результатом подавления собственных потребностей. Существует мнение, что длительное сознательное воздержание может негативно сказываться на здоровье, но достоверных результатов исследований по данному вопросу на сегодняшний день нет. Как и данных о влиянии асексуальности на качество жизни.

Мне кажется, что существует какое-то разделение энергий. Как про семью и про карьеру. Что нам всем можно либо одно, либо другое: на все человека не хватит. Я хочу приложить свои силы в сфере искусства, а не биться в закрытые двери.

Для меня асексуальность — скорее комфортное состояние, потому что я не могу никак словесно обозначить, почему я не хочу. Не хочу и все. У меня никогда не было желания завести отношения с кем-то. Осознание себя происходило очень постепенно. Не было перепадов или открытий, просто ты шаг за шагом приходишь к тому, чем являешься.


© Shirin Abedinirad

Миф пятый:
Асексуальность нет необходимости освещать публично

Как и множество других гендерных идентичностей, асексуальность практически не представлена в сфере общественного сознания. Недостаток доступной информации об асексуальности является плодородной почвой для возникновения стереотипов и домыслов, которые сегодня в изобилии можно найти в как виртуальных обсуждениях, так и в дискриминирующих социальных практиках.

С одной стороны, у меня не было необходимости позиционировать себя как асексуала. Мы с друзьями не поднимаем эту тему: мой круг общения таков, что мы не обсуждаем личные отношения друг друга, ценим личное пространство. А с другой стороны, это очень нужно, по крайней мере, чтобы не давили ответственностью перед обществом. Как гомосексуалов давят, мол, они не могут создать полноценную семью в «природном» понимании, где-то нельзя заводить детей однополым парам... Проблема ответственности перед обществом одинаковая и там, и там, и давить не должны ни на тех, ни на тех. Поэтому хотелось бы, чтобы эта тема освещалась и развивалась дальше.




Миф шестой:
Асексуальность не подвергается дискриминации

Уже само это предположение является формой дискриминации. Асексуальность нередко обесценивают, отрицая ее существование или стигматизируя как заболевание.

Асексуальный образ жизни никогда не обозначается как возможная альтернатива просексуальному, а скорее как выпадение из нормы, отсутствие какой-либо идентичности. В рамках сообщества ЛГБТКА асексуалам и их проблемам также не всегда уделяется достаточное внимание.

Сегодня теме секса уделяется гораздо большее внимание: это и кино, и искусство, везде. Биллборды, литература… очень многое завязано на сексе. У людей, которые этим не занимаются, создается ощущение, что им чего-то недостает. Им говорят отовсюду, что это круто, это клево, что это всем нужно. И то же самое с семьей и детьми — много таких явлений. Однажды, например, у меня была очень неприятная ситуация, когда я ездила по каучсерфингу. Когда мы с человеком договаривались, я сразу сказала: «Я спать с тобой не буду». А когда приехала, вдруг возникла эта проблема. Мне пришлось уходить, искать себе другое жилье. Из-за таких ситуаций меня иногда очень напрягает мысль о том, что, возможно, кому-то что-то от меня нужно, и это «что-то» предполагается по умолчанию. И тогда я не знаю, как мне себя вести. Потому что обидеть никого не хочется, но в асексуальность, можно сказать, редко верят. Человеку проще поверить в то, что он мне не нравится, чем в то, что я просто не хочу.




Миф седьмой:
Асексуальность и целибат — это одно и то же

Между асексуальностью и целибатом (обетом безбрачия) существуют значительные различия. Люди, принявшие целибат, испытывают сексуальное влечение, но вынуждены его подавлять и воздерживаться от интимных отношений по религиозным либо иным соображениям. Асексуалы же не чувствуют влечения к другим людям.

Также асексуальность не стоит путать с сексуальной абстиненцией — вынужденным или добровольным сознательным ограничением сексуальной активности. Пресловутая «девственность до брака» как раз является проявлением абстиненции, но в этом случае человек осознанно подавляет сексуальные импульсы.

В литературе часто встречается ситуация, когда нечистая сила предлагает продать бессмертную душу в обмен на гениальность и всякий там восторг от творческого созидания. И в ответ нужно отказаться от каких-либо сердечных дел. В жертву нужно принести чувства, любовь. Для меня не было жертвой то, что я отказываюсь от общения с кем-либо. Потому что жертва — это когда ты отказываешься от того, что тебе нужно, что тебе нравится. Я просто избавилась от проблемы, от того, что у меня камнем на душе лежало.

Я себя очень комфортно чувствую одна — и одно дело, например, просто встретиться с кем-то поговорить, а другое — когда отношения предполагают постоянное нахождение другого человека рядом. Я очень ценю свое одиночество и не готова им пожертвовать.


© Shirin Abedinirad

Миф восьмой:
Асексуалы, находясь в отношениях, перестают быть асексуалами

Многие асексуалы, имеющие сексуально активных партнеров, действительно зачастую вынуждены менять свое сексуальное поведение, чтобы доставить удовольствие любимому человеку или ради рождения детей. Но для самого асексуала это может оставаться неприятным или даже травмирующим опытом.

В парах, где один из партнеров асексуал, важно сохранять трезвый баланс между потребностями и желаниями друг друга: заставить вторую половину изменить свое сексуальное поведение под эмоциональным или физическим давлением означает применить к нему насилие.

Я в такой ситуации [отношений с просексуалом], слава богу, не была, поэтому о себе что-то не могу сказать. Но если это гипотетически представить, то только если вопрос жизни и смерти будет, наверное. Мне кажется, это [настаивать на сексе в паре с асексуалом] насилие. С другой стороны, когда ты вступаешь в отношения с человеком, скажем так, активно сексуальным, то, наверное, ты предполагаешь, что тебя ждет... И когда делается этот выбор, когда непосредственно встает этот вопрос, заниматься с ним сексом или нет, или когда ты влюбляешься, может, есть варианты, когда ты можешь полностью «поменять вероисповедание». Может быть, почему нет? Я не могу с уверенностью сказать, что через 20 лет во мне самой ничего не поменяется. Сейчас, конечно, я думаю: да ничего не поменяется никогда-никогда. Но кто знает, что будет? [О сексе ради продолжения рода] Может быть, если у кого-то сугубо платонические отношения, то я могу представить, что люди захотят взять ребенка из детдома, но сложно представить, что они захотят родить себе сами, грубо говоря, через силу.




Миф девятый:
Асексуальность — это новое модное веяние

Тема асексуальности совсем не нова. В истории можно найти достаточное количество примеров, когда люди вели асексуальный образ жизни, хотя формально и не идентифицировали себя как асексуалы: Г. Х. Андерсен, И. Кант, И. Ньютон, Н. Гоголь. Сам же термин «асексуальность» действительно возник сравнительно недавно. Первые исследования, затрагивающие тему асексуальности, относятся к середине ХХ века. В своем фундаментальном труде «Половое поведение самца человека» (1948) Альфреда Кинси в шкале сексуальных ориентаций выделяет категорию «Х», к которой принадлежат люди, не испытывающие сексуального влечения к другим. В 1977 году Мира Т. Джонсон создает работу «Асексуальные и аутоэротичные женщины: две невидимые группы», где, возможно, впервые, тема асексуальности человека была открыто проблематизирована.

Масштабные эмпирические исследования 1994 года в Великобритании показали, что 1% респондентов «никогда не ощущали сексуального влечения к кому бы то ни было». Серия работ канадского ученого Энтони Богарта, посвященных асексуальности, подтверждает, что более 60 миллионов человек в мире асексуальны.

2001 год можно считать отправной точкой для выхода асексуальности в сферу публичного. В это время возникла организация Asexual Visibility and Education Network (AVEN), призванная рассказывать об асексуальности и отстаивать право асексуалов на самоопределение.


© Shirin Abedinirad

Миф десятый:
Асексуалы просто не нашли «нужного человека» или сделали поспешный, неверный выбор

Эти невероятно живучие стереотипы возникают при обсуждении любой «нетитульной» гендерной идентичности — и асексуальность не исключение. Асексуальность многогранна. Как никто, кроме самого человека, не может с уверенностью утверждать, асексуален он или нет, так и судить об «истинных» причинах для каждого конкретного случая, а уж тем более давать советы — по меньшей мере нелепо.

Рассказывая о своей асексуальности, человек утверждает свою идентичность и просит уважения к ней, а не советов о том, как следует «решать эту проблему».

У меня не было резких открытий или перепадов относительно понимания того, кто я. Просто шаг за шагом ты приходишь к тому, кем являешься. И если ты целиком уверена в том, что ты делаешь, то жизнь других людей тебя не должна касаться. А если тебя что-то не устраивает, тогда, понятное дело, хочется, чтобы всем было точно так же плохо, как тебе… Я выработала для себя правило: на все вопросы можно просто отвечать: «Ну и что?» Я начала смотреть на эмоции немножко с другой точки зрения — с точки зрения скуки от того, что это все потому, что людям нечем заняться. Стоит просто на мгновение представить, что это все придумано, — и ты уже не сможешь смотреть на вещи так, как смотрел на них раньше. Поэтому единственная моя проблема сейчас — это есть ли у меня деньги на проезд. Я собственноручно положила конец любым эмоциональным привязанностям, которые у меня были, и в тот момент, когда мне это пришло в голову, я была самой счастливой.