Сегодня в беларусских вузах нет ни одной действующей программы по гендерным исследованиям. Несмотря на предвзятость со стороны официальных образовательных структур, гендерные темы привлекают нас в зарубежных учебных программах и сфере неформального образования. Разобраться в хитросплетениях академических направлений и возможностей саморазвития помогут советы и отзывы бывалых.
Лундский университет
Факультет социальных наук, кафедра гендерных исследований
Магистерская программа «Social Studies of Gender»
Лунд, Швеция
Факультет социальных наук, кафедра гендерных исследований
Магистерская программа «Social Studies of Gender»
Лунд, Швеция
Соня
Сфера моих научных исследований — социология, но в разное время были разные специализации. В Украине нет gender studies, но меня они очень интересовали, поэтому я ездила на летние школы, а также мечтала поступить в магистратуру по этому направлению. Именно тогда я решила, что где, как не в Швеции, воплощать эту мечту: Лундский университет, как мне было известно, является одним из лучших учебных заведений по этому профилю. Сейчас я занимаюсь вопросами интеграции и миграции в Университете Стокгольма.
Плюсов учебы в Лунде было очень много: суперкампус, старый город, сильная школа качественного анализа, а также гендерных исследований, очень политически активные студенты и миллионы семинаров и дискуссий на всяческие международные темы. Минус только один — очень мало было фокуса на количественные исследования, вообще не было статистики, что сделало эту программу односторонней.
Одним из любимейших курсов были «Феминистические исследования» — очень интересный! Мы читали Фуко, Батлер и всех других и обсуждали теории на семинарах. Магистерскую диссертацию я писала на тему «Культурная травма женщин после развала СССР в Украине».
Что нужно держать в уме тем, кто собирается поступать на гендерные исследования в Лундский университет? Надо понимать, что быть политически активным — это норма в Лунде, причем очень классная норма! И, конечно, придется очень-очень много читать, но это тоже невероятно классно!
Николай
Я начал заниматься ЛГБТ- и квир-исследованиями, когда учился на непрофильных для этой темы программах в ЕГУ. Поступая во вторую магистратуру, я хотел структурировать и расширить свои знания в этой области. Исходно я планировал обучение на программе Development Studies со специализацией в гендерных исследованиях — этот выбор был моим первым приоритетом, на эту программу меня и приняли. Все шло по плану до сентября — пока не выяснилось, что я зачислен на программу Development Studies со специализацией в социологии. Оказалось, что специализация не выбирается, а устанавливается исходя из предыдущего полученного образования, я же был бакалавром медиа и магистром социологии. Изменить специализацию на гендерные исследования мне не разрешили по формальным причинам — «гендерных» кредитов в моих дипломах оказалось недостаточно, а тезисы и публикации они не учитывали.
После первого пройденного курса программы я понял, что development не является направлением, в котором я хотел бы расширять свои знания. Более того, у меня возникли серьезные идеологические противоречия — программа оказалась слишком позитивистской для меня. Я вовремя сориентировался и смог перевестись на гендерные исследования, однако этому способствовало благоприятное стечение обстоятельств — как правило, такие переводы здесь невозможны. Теперь я занимаюсь именно тем, что мне интересно, и периодически задаю себе вопрос: что меня вообще дернуло поступать на development?
В департаменте гендерных исследований в Lund University работает несколько отличных преподавателей и много просто хороших, поэтому и магистерская программа хорошая. Важно, что под названием «гендерные исследования» существуют много разных направлений, течений и парадигм. По моим наблюдениям, марксистский подход тут доминирует — своим достижением я считаю комментарий одной из преподавательниц о моей работе: «Ты настолько постмодернист, что даже Фуко с тобой не согласился бы». Вариться в постмодернизме и квир-теории здесь не мешают, эти подходы не вызывают отторжения — скорее даже симпатию. Вместе с тем, с точки зрения структурного (по программе) образования, внимания им уделяется маловато.
Один существенный момент, характерный, насколько мне известно, для всех шведских программ гуманитарного обозванная, — малое количество лекций и море групповой и индивидуальной работы. Кажется, еще ни разу в моем расписании не было более 6 часов лекций в неделю плюс один-два семинара по два-три часа. При этом обязательными для посещения являются только семинары, лекции можно пропускать (но мало кто решается). Это, однако, не значит, что в университете я бываю редко, я бываю там каждый день и подолгу.
Программы курсов включают большое количество литературы, которую нужно и часто даже хочется читать. Университетские библиотеки роскошны — такого раздолья я нигде раньше не встречал. Речь не только о бесплатном доступе к большинству электронных журналов и библиотек, но и буквально о напечатанных на бумаге книгах. Когда я писал работу по однополым бракам, я нашел восемь книг (только книг, а не статьей или глав в сборниках), посвященных этой теме, и потом не знал, что с этим всем делать: прочитать всё, что хочется, просто невозможно.
Кроме того, тут много групповой работы. Для большинства курсов преподаватели организуют студентов в малые группы для подготовки семинаров, взаимопроверки (peer-review) и/или групповых заданий. Для меня это сложно — особенно в случае, когда от групповой работы ожидается готовый продукт — проект, эссе или любой другой текст. Я предпочитаю работать самостоятельно, и писать текст в группе для меня мучительно сложно. Но подготовка к семинарам или взаимные проверки бывают очень продуктивными. Оценить, плюс это или минус, я не берусь: это особенности, о которых нужно знать, а отношение к ним индивидуально.
Пятнадцатикредитные курсы в Lund University — это обычно; то есть в течение двух месяцев можно проходить один-единственный курс, который завершается итоговой работой. Бывают курсы и меньшего объема, на бакалавриате бывают и большего. Например, за этот год я пройду всего пять курсов, набрав при этом 60 кредитов. Учитывая, что на каждой программе всегда есть курсы по теории науки и методологии (они тут неплохие и даже хорошие, но для меня это в некоторой степени повторение, а потому не очень увлекательно), специализированных курсов оказывается не так уж много и они, как правило, большие. У меня пока был один «гендерный» курс (Critical Feminist Perspectives in Social Theory), и он мне понравился; еще три ожидаются в следующем году.
Работать над диссертацией здесь начинают на втором году обучения — с темой я должен определиться к октябрю. На данный момент у меня есть пять вариантов — один лучше другого и все не идеальные. Для меня это очень важный вопрос, потому что мне нравится заниматься исследованиями. Я точно остаюсь в сфере ЛГБТК-исследований, но, вероятно, в этот раз прощаюсь с дискурсами и еду в поле.
Что нужно знать каждо_й, кто собирается туда поступать? Во-первых, читайте подробные описания программ и курсов перед поступлением — это мое упущение; например, на списки литературы внимания я не обратил и поэтому сначала «вляпался» в development. Это отчасти следствие того, что в Швеции образовательные программы всех университетов очень хорошо систематизированы, и большинство информации можно получить из централизованных источников (например, studyinsweden.se). Важно не останавливаться на этих данных и копаться в сайтах университетов в поисках подробной информации — она там есть. Кроме того, можно еще и писать координаторам программ с любыми вопросами — отвечают они медленно, но по сути. Лучше потратить неделю на подробное изучение программ перед подачей заявок, чем потом два года учить лишь бы что.
Во-вторых, нужно обращать внимание на специализации — моя ошибка номер два (так называемый «major», он определяется уже при поступлении на программу, а не при подаче заявки, но у координаторов этот вопрос можно уточнить заранее). Парадоксально, но специализация в Lund University, по сути, отсылает только к тому, на каком департаменте студент будет писать диссертацию: это не то, чему вас будут учить, это то, что вы уже знаете и можете исследовать сами.
В-третьих, морально готовьтесь к тому, что «тройка» — хорошая оценка. И что оценки — вообще не главное. По сути, оценка за курс зависит почти исключительно от итоговой работы. Оценки выставляются в буквах: А — высший, Е — низший проходной балл. Обсуждать оценки тут не принято, но я не знаю ни одного «А»тличника. Меня лишь однажды побаловали «B» — после того, как я убил три недели от рассвета до заката на десятистраничное эссе. Зато наш центр карьерного развития проводит тренинги на тему «Как представить свой шведский диплом работодателю и объяснить, что «С» — хорошая оценка?». В целом чувствуется, что большинство учится ради знаний; я — еще и ради удовольствия.
Коллаж. На фоне — черно-белые стеллажи с книгами. Стеллажи расположены полукругом, есть перила. Внизу виднеются такие же этажи с книгами. В центре композиции человек со спины, прыгающий вниз. У человека кучерявые светлые волосы, мускулистая спина, синие шорты. Руки распростерты.
Европейский гуманитарный университет (EHU)
Магистерская программа «Культурные исследования»
специализация «Гендерные исследования»
Вильнюс, Литва
Магистерская программа «Культурные исследования»
специализация «Гендерные исследования»
Вильнюс, Литва
Таня
Сфера моих научных интересов — это феминизм, визуальные и культурные исследования, неофициальное искусство. И университет, и программу выбрала во многом благодаря подруге, которая совсем давно, еще во время моей учебы в Академии искусств, сказала что-то вроде: «Тебе надо туда», имея в виду гендерную магистратуру, а потом, лет через 5, вместе со мной съездила в Вильнюс на экзамены. Спасибо, кстати! В то же время «Антологию гендерной теории» я прочитала еще в классе 10-11 и, помнится, Андреа Дворкин с «Китайским бинтованием ног» меня безумно впечатлила. Феминизм — он очень витальный, он дает силы. Не знаю, как происходит первая с ним встреча сейчас, но, помнится, когда в я в середине нулевых сталкивалась с какими-то текстами, они меня невероятно воодушевляли. Вдруг видишь, что ты не сумасшедшая и много людей дела делают и книги пишут о том, что ты внутри головы думаешь. Вот чтобы со всем этим разобраться, и поступила.
Нелюбимым прошел курс по маскулинности из-за специфики преподавания. Любимыми были все остальные. Сразу вспоминается «Гендер и искусство», «Теория и практика феминизма» — из программных, «Анализ фильма», «Чему не учила партия» и курсы Максима Жбанкова — из тех, куда я ходила вольной слушательницей. Диссертацию я писала на тему «Профессиональное актерское образование: властные стратегии формирования творческого субъекта».
Перед тем как подавать документы, задумайтесь о своих ожиданиях. Если вас интересует практический профит, то едва ли. Да и вообще жизнь после гендерной магистратуры никогда не станет прежней. Вы не сможете не замечать патриархатные топи вокруг, а кроме того часто будете слышать, что лишены чувства юмора и слишком серьезно все воспринимаете.
Думаю, мне повезло с временем учебы и с группой. Тогда магистратура была очная, и на занятиях мы виделись каждый день. На самом деле, это общение было очень важным, потому что мало просто читать тексты, необходимо говорить вслух, обсуждать.
В целом о студенческом сообществе мне сложно говорить, потому что очень четко ощущалась разница между теми, кто закончил в ЕГУ бакалавриат и продолжал обучение, и теми, кто пришел на магистерские программы. У меня был очень узкий круг общения. Но вообще в университете много совершенно разных людей, поэтому выход для социальности найти легко. Если есть возможность, посещайте курсы других программ, просите списки литературы интересующих вас курсов, даже если они не входят в рамки вашей специальности. Это сделает учебу еще более клёвой.
Юля
Мои научные интересы на данный момент сфокусированы на опытах, связанных с ненормативными сексуальностями. Мой бакалаврский диплом был посвящен лесбийской телесности, а сейчас я пишу магистерскую про опыт родителей, чьи дети относят себя к ЛГБТ-сообществу. (Кстати, буду очень рада информант(к)ам из Беларуси). До гендерной программы я училась на бакалавриате ЕГУ и уже знала тех людей, которые преподают в магистратуре. И для меня было важным поработать именно с ними. Я собираюсь продолжить свое образование в европейской академии, и взаимодействие с преподавательницами/-лями, которых интересуют те же контексты, что и меня, стало для меня этакой антиколониальной прививкой. Я планирую и дальше работать с постсоветским контекстом, я чувствовала в себе необходимость выработать неколониальный взгляд на него, прежде чем окажусь в какой-то степени восточноевропейской диковинкой для западной академии.
Поэтому для меня главный плюс нашей гендерной магистратуры — прежде всего то сообщество, которое вокруг нее собралось. Это мои чудесные преподавательницы/-ли, которые одними из первых в Беларуси начали говорить и писать о гендере, которые делают интереснейшие исследования, это люди, чьему человеческому и академическому присутствию в моей жизни я невероятно рада. Это мои коллеги, ибо гендерные исследования — это программа, на которую редко забредают случайные люди, и тут есть некая гарантия общей мотивированности и активности группы. Кроме того, это люди, чувствительные к иерархиям, неравенствам и языку, и в их компании весьма комфортно обсуждать сензитивные темы. И это выпускницы/-ки нашей магистратуры, которые так или иначе занимаются популяризацией гендерной теории. Что касается минусов, мне, например, было довольно сложно влиться в дистанционный формат магистратуры. После full-time бакалавриата я ощущаю недостаток обсуждений и дискуссий, не опосредованных цифровой средой. Но для большинства моих коллег такой формат (пять очных сессий в год) — это, наоборот, неоспоримый плюс, позволяющий учиться одновременно с работой.
Для меня к этому моменту одним из самых любопытных оказался курс о гендере и экономике — до этого я не прорабатывала теоретически вопросы классовых иерархий настолько глубоко. Кроме того, иногда ты проникаешься курсами, которые вообще читаются для другой группы — как, например, курс о специализированном зрении. Подобные штуки тебя здорово расширяют — особенно когда начинаешь прикладывать, казалось бы, посторонние оптики к своим исследовательским интересам. Неинтересные курсы выбрать сложнее, потому что сначала ты страдаешь, например, над количественными методами и клянешься, что никогда в жизни не будешь их использовать, а через какой-то промежуток времени понимаешь, что что-то важное в тебе после этого курса приросло. И даже если ты все так же не собираешься работать с количественной методологией, чужие тексты после него ты читаешь по-новому.
Коллаж. На фоне желто-зеленый градиент и повторяющийся паттерн ввиде контуров огнетушителей, лопатки совковая, тачки с песком. В центре коллажа черно-белое фото человека, одетого в женское платье в полоску, с короткими темными волосами, в очках. В руках человека белое полотенце, голова немного запрокинута, взгляд отведен. Справа от человека пузырек с мыслями как в комиксах, в котором три герба высших учебных заведений. На одном из гербом написано "Гарвард" на английском.
Европейский колледж неформального образования Liberal Arts в Беларуси (ECLAB)
Концентрация «Гендерные исследования»
Минск, Беларусь
Концентрация «Гендерные исследования»
Минск, Беларусь
Тони
Моя научная любовь — исследования новых медиа. В частности, я увлекаюсь изучением того, как социальные сети могут использоваться разными людьми и сообществами для продвижения своих интересов, отстраивания своих идентичностей и достижения социальных изменений. Во всем этом меня особенно волнуют феминистские сообщества и небинарные люди, которые рекрутируют медиа и используют их себе во благо.
Собственно, изначально мой взгляд на все это необъятное поле интересных для изучения вещей был социологический: вот у нас есть то и это, давайте поставим себе конкретные цели, посчитаем проценты, сделаем выводы. Потом, благодаря череде счастливых случайностей, я узнал о гендерных исследованиях как о дисциплине и новом взгляде (или даже новых взглядах), которые гендерные исследования предлагают в качестве оптики для изучения социальных феноменов. И, конечно, загорелся.
Я выбрал концентрацию гендерных исследований потому, что у меня уже был опыт изучения этой дисциплины, но это была, скорее, случайная академическая встреча. Мне же хотелось структуры в своем понимании, что это такое, зачем оно нужно, как это работает, общения с людьми, которые занимаются этим давно и долго. Ну, и еще на этой концентрации в ECLAB преподает очень много людей, о которых вы слышали, но вам никогда не доводилось беседовать с ними в интимной обстановке, за чашечкой кофе, об идее нации и о биовласти Фуко.
Концентрация строится следующим образом: у тебя есть вводные курсы (любые на выбор), обязательные курсы в первом семестре (2 штуки) и во втором (3 штуки), к которым ты добавляешь еще парочку курсов по желанию.
На мой взгляд, определенные плюсы:
- Колледж работает по принципам формального/неформального образования: у вас есть жаркие дискуссии, почти нет классических академических лекций, вы много изучаете самостоятельно и на досуге (я вот так увлекся архитектурой, изучая гендер). Вместе с этим, есть понятная и доступная система того, чего от вас хотят и как строится курс.
- Многообразие! Сколько преподаватель_ниц — столько и разных курсов. Содержание, структура, возможности участия везде разные, поэтому тебе не надоедает ходить туда.
- Кроме гендера можно изучать другие жизненно необходимые вещи, ведь ты можешь выбрать дополнительные курсы из другой концентрации. Я вот, например, изучал еще постмассовую культуру, историю и театр.
- Вы знакомитесь с современными и классическими текстами (если не ленитесь и выполняете домашнее задание). И к концу года вы полностью экипированы к самостоятельным вылазкам в гендерные исследования.
Минусы:
- На гендерной концентрации часть курсов идет интенсивами, так как преподавательницы приезжают из других стран. Например, в мае начался замечательный курс Нади Нартовой: он идет неделю, каждый день по две пары. С одной стороны, хорошо: сходил всю неделю — и свободен. С другой стороны, если урвать 2-3 вечера в неделю для учебы еще более ли менее реально, посвятить 5-6 подряд сложно.
- Некоторые курсы накладываются друг на друга. Какие-то из моих обязательных курсов частично повторяли друг друга. Для тех, кто приходит на эти курсы по желанию, это удобно, ведь они пришли с нуля на курс по гендеру, им нужно введение. Но когда у тебя уже было два вводных и один обязательный курс на ту же тему, начинаешь нервничать.
- Введение во введение. Так как у меня уже были знания о том, что такое гендер, социология, постколониальные исследования и дальше по списку, я чувствовал жажду окунуться глубже! Но курс был ограничен, например, введением в теорию исследований маскулинности и дальше этого.
У меня пару курсов вела Татьяна Щурко: один про историю и гендер, второй про советское прошлое (и настоящее). Если у вас в жизни вдруг появится возможность поговорить с Татьяной хотя бы пять минут, господи упаси вас эту возможность упустить. Татьяна ужасно, я бы даже сказал ужасающе, компетентна и умна; она на своих курсах рассказывает про очень много вещей. Я про советскую историю, колониализм в СССР и гендерную повестку узнал столько, что теперь незнакомым людям в метро готов об этом рассказывать.
У меня был страшный курс про медиа, с которого я, к своему стыду, слился после второго занятия. Возможно, все дело в том, что я 4 года до этого читал те же тексты, обсуждал те же вопросы. Просто синопсис курса был написан так удачно, что я подумал: воу, а этого я не знаю! А оказалось, это был визуальный обман.
Каждый курс завершается проектом, тема которого обговаривается с преподаватель_ницей. Это может быть эссе, медиа-что-нибудь, фотопроект и т.д. Год обучения закончится выставкой в июле, где наша концентрация будет представлять та-та-та-та! Пока это сюрприз, поэтому приходите и смотрите!
Я сделал воркшоп о квир-теории для курса Юлии Мицкевич о квир-теории, наснимал фотографий для финального проекта по курсу массовой культуры Лидии Михеевой, еще я писал разные эссе и делал презентации — раскрытие вашего творческого потенциала целиком зависит от вас.
Нужно очень хорошо понимать, что если вы хотите добиться какого-нибудь результата в плане учебы, вам стоит ходить более или менее постоянно. Когда вы будете поступать в октябре, вы будете очень мотивированы — это я вам гарантирую. А вот к концу года, так как никто не будет вызывать вас в деканат за пропуски, станет сложновато. Поэтому по возможности распланируйте свою работу на год и реально оцените свои силы.
Если у вас есть сомнения в том, нужно поступать или нет, сложно ли поступить, как писать эссе и т.д., Колледж проводит открытые лекции/рабочие встречи в августе о самом себе. Туда приходят разные люди: преподаватель_ницы, выпускни_цы — вы можете задавать там вопросы-вопросики!
Коллаж. Фон — черная меловая доска, исписанная разнообразными формулами, геметрическими фигурами, символами, графиками. В центре цветная фигура человека, сидящего в позе лотоса, одетого в черный мужской костюм, белую рубашку с черным галстуком. Вместо головы и шеи из рубашки человека вырывается пламя.
Центрально-Европейский университет (CEU)
Факультет гендерных исследований
Магистерские программы «Critical Gender Studies» и «Gender Studies»
Будапешт, Венгрия
Факультет гендерных исследований
Магистерские программы «Critical Gender Studies» и «Gender Studies»
Будапешт, Венгрия
Вероника
Я начала заниматься гендерными исследованиями еще в бакалавриате. На третьем курсе нужно было делать первое самостоятельное исследование в качестве курсовой работы. Это был анализ данных в SPSS. И я — мучительно перебирая массивы данных, которые в 2010 году Левада-Центр предоставлял абсолютно безвозмездно, — наткнулась на серию вопросов о морали, в числе которых респондентов просили дать моральную оценку гомосексуальности. И я решила — почему бы нет? Научная руководительница моя была легка на подъем и не оказала сопротивления, тему мы завуалировали достаточно хорошо — что-то связанное с толерантностью было нами заявлено, — и в результате я строила факторную модель моральных оценок лиминальных для российского общества вопросов. Потом я написала статью про гомофобную лексику и тенденциозность вопросов массовых опросов одного исследовательского центра. Диплом я писала про управление гомосексуальными идентичностями — слова «субъектность» я тогда, наверное, еще не знала. Так что я пришла в гендерные исследования уже с явным гендерным запалом, потому что так сформировались мои исследовательские интересы. Меня от диплома было не оторвать — я его писала днями и ночами, распечатывала и перечитывала, собирала интервью. До сих пор могу историю каждого моего информанта пересказать — до такой степени это было захватывающе. Моя научная руководительница, которая понимала в академическом мире больше, чем я, посоветовала мне посмотреть на CEU внимательнее, потому что это было место, где можно гендерными исследованиями заниматься более предметно. Так что на четвертом курсе я подала документы и поступила сразу после университета, оказавшись, если мне не изменяет память, самой младшей на курсе.
В CEU на гендерных исследованиях есть несколько разных программ — я закончила 2-годичную магистратуру. На нее набирают 7 человек, но есть и одногодичная, и двухгодичная с программой обмена. По крайней мере, была, когда я училась. После двухгодичной ты становишься магистром критических гендерных исследований, а после одногодичной — просто магистром гендерных исследований. Но большой разницы нет, потому что курсы все посещают одинаковые — просто мы это делали в большем объеме, кажется, и требования к диссертации были другие. У меня даже в мыслях не было поступать на одногодичный формат, честно говоря, не знаю, почему. Мне казалось, что это правильно, но здесь нужно скидку сделать на то, что я училась в системе 4+2 в России, и магистратура длиной в 1 год казалась мне более чем странной идеей.
Ходит слух, что на гендерных исследованиях учиться проще всего. Ха! Это совсем не так, какая-то подозрительно патриархальная иллюзия — вроде как «ну что они там опять изучают свой треклятый феминизм, чего там учить». Все очень интересно, и учеба захватывает тебя полностью в свои сети и не отпускает. Читаешь и пишешь, пишешь и читаешь, а еще вокруг тебя прекрасные, талантливые, интересные люди, все с разными опытами, с которыми хочешь все обсудить и узнать — сколько раз они за воскресенье прочли «манифест киборга» и что из него вынесли. Учеба на гендерных исследованиях не заканчивается в классной комнате, она вообще никогда не заканчивается. Она, ни больше ни меньше, меняет твое мышление на критическое — и это самое прекрасное, что может произойти с молодым человеком.
Насчет курсов сложно что-то сказать конкретное — их огромное множество, и можно выбирать то, что именно тебе и твоим научным интересам подходит. На первом году обучения мне очень понравился курс по биополитике/некрополитике — казалось, это совсем не мое, но очень уж преподавательница была харизматичной. В итоге биополитика оказалась мне совсем родной — не знаю, как бы я без нее жила. На втором году обучения мне встретились философы, и я прослушала курсы по эстетике и философии времени. Это тоже занятия, которые казались мне отвлеченными от моей научной работы, но они во многом повлияли на то, как я смотрю на вещи в своей докторской диссертации. Оба этих курса, кстати, вел Дэвид Веберман — потомственный хайдегерианец, великолепный собеседник и кладезь анекдотов о Марксе.
Магистерскую диссертацию я в итоге написала об ЛГБТ-активизме в России и трансформациях, которые активизм претерпевает из-за законов о запрете пропаганды гомосексуальности 2006—2013 гг. Поступала я с другим проектом, но политическая ситуация сложилась в пользу именно этого исследования. И здесь двухгодичная магистратура оказалась как раз кстати — я потратила лето на то, чтобы объездить региональные активистские организации в России и собрать интервью. А проект, который был задуман первоначально, в итоге стал моей докторской, тема которой звучит как Queer Nomads: in-country mobility of sexual assemblages in Russia. Абсолютно непереводимое сочетание слов, конечно — там все про время, пространство, аффекты и квир. Но так тоже бывает. Кстати, большая часть этих идей сформировалась еще во времена CEU.
Что нужно знать каждому/ой? Наверное, то, что желание учиться и развиваться — это самое главное. Не нужно пугаться, если вы не можете отличить Батлер от Кристевой и никогда не слышали о новом материализме — вас научат, но только если вы хотите этого. Я сама ничего этого не знала — никаких феминистстких текстов не читала, только неомарксистов и французских постструктуралистов. С нуля начинать страшно. Но мы с моим коллегой подсчитали и выяснили, что не пропустили ни одного занятия за все два года — потому что этого не хочется делать. Их не хочется пропускать. Не бойтесь высказываться и уважайте своих собеседников. Дружите со своим научным руководителем — он есть, чтобы помочь. Берите курсы, которые вам интересны. Ходите на публичные лекции, участвуйте в жизни департамента. Восхищайтесь, чувствуйте, дышите. Этот год или два наверняка станут лучшими в вашей жизни — и вы будете испытывать легкую тоску, когда люди заговорят о Будапеште. И да, Будапешт — восхитительный город, подходящий для студенческой юности, пьянящей и немного влюбленной.
Самое важное — знать, что жизнь после гендерных исследований есть.
Коллаж. Фон — черно-белое фото, на котором множество людей в движении на вечеринке. Кто-то в каске и трико, кто-то на каблуках и в коротких шортах. На переднем плане слева наложено цветное изображение сидящего на полу человека с короткими волосами, усами и бородкой, одетый в серые штаны и белую майку без рукавов. Штанина на право ноге закасана до колена, рядом стоит стакан воды. В руках человека книга, он смотрит в нее, подперев право рукой подбородок.
Кроме того, есть несколько опций, позволяющих расширить знания по теме гендерных исследований (и не только), не выходя из дома. Например:
Краткий видеокурс «Гендер для чайников»
от colta.ru и Фонда имени Генриха Бёлля
от colta.ru и Фонда имени Генриха Бёлля
Представляет собой серию роликов с российскими эскперт_ками, исследователь_ницами, практиками, социологами и демографами, специалист_ками в областях гендерного равенства, прав и обязанностей мужчин и женщин — о многообразии гендерных идентичностей, сексуальной ориентации, гендерном неравенстве, феминизме, концепте «маскулинности» и многом другом.
Серия онлайн-лекций в рамках спецпроекта «Норма» от 34mag
Доступны лекции на следующие темы: гендерная чувствительность, языковой сексизм, нормативность и ненормативные идентичности, гендерное равенство в Беларуси, феминизм и его течения.
TED
Говоря о неформальном образовании, мы не могли не вспомнить о TED Talks. Когда-то мы делали собственную подборку видео, однако теперь на сайте доступны плейлисты TED Talks (для многих видео есть русские субтритры) на самые разнообразные темы: секс, камин-аут, феминизм, сексуальное образование, ЛГБТ-комьюнити.
Советуем также следить за обновлениями по хэштегу #падавайся. Будем рады, если ты захочешь поделиться своими впечатлениями от учебы — по поводу любых окологендерных программ, курсов, воркшопов и т.д.
© Авторка коллажей Светлана Гатальская