После церемонии «Оскар» этого года у моих друзей, членов семьи и коллег появились вопросы — в основном, про шутку Эллен Дедженерес на тему драг-квин, когда та поприветствовала Лайзу Минелли (излюбленную модель для артистов — имитаторов женских персонажей и драг-исполнителей) словами «Приветствую лучшего имитатора Лайзы Минелли, которого я когда-либо видела. Отличная работа, сэр!», и про главную роль Джареда Лето, который сыграл трансгендерную женщину в «Далласском клубе покупателей».
После одних и тех же вопросов от самых разных людей из моего окружения меня осенило: многие не понимают разницу между трансгендерными женщинами и драг-квин!
Существует допущение: все люди с приписанным при рождении мужским полом, которые потом стали носить одежду из женского отдела магазина, идентифицируют себя одинаково.
И это настолько далеко от истины, что вряд ли найдётся большее заблуждение.
Даже самые благожелательные современные люди могут не понимать разницы между гендером и сценической ролью. Все узнают об этом по-разному. Это нормально.
©Slava Semeniuta
Я не буду высокомерной умницей, которая винит вас в том, что вы чего-то не знаете, — и я верю, что и вы тоже не поступаете так с другими людьми.
Главное — вы достаточно любознательны и хотите узнать правду, и вы достаточно открыты, чтобы выслушать её.
Так что давайте поговорим об этих различиях.
Перфоманс или идентичность?
Я уверена что вы слышали сбивающую с толку (и иногда оскорбительную) терминологию, которую применяли без разбора и к драг-квин, и к транс*женщинам.
Использование одинаковых ярлыков (и оскорблений) для совершенно разных групп людей — риторический приём, чтобы показать, что эти группы — одно и то же.
Но наиболее заметное различие между трансгендерными женщинами и драг-квин состоит в том, что драг — это вид сценического выступления, в то время как жизнь транс*человека — это просто повседневная жизнь.
Драг-квин — это персонаж.
Трансгендерный человек — это живой человек (не думала, что мне когда-нибудь придётся писать это).
Для меня эта концепция выглядит простой, но представления нашей культуры о гендере и сексуальности размыли границы между искусством и реальностью.
©Slava Semeniuta
Объективация и медиа
Лаверн Кокс сформулировала это лучше, чем смогла бы я:
«Одержимость переходом и операциями объективирует трансгендерных людей. И потом мы не имеем дел с реальным жизненным опытом».
Внимание медиа вокруг транс*сообщества часто фокусируется на операциях, одежде и оскорбительной точке зрения, что трансгендерная женщина «родилась мальчиком» и потом «превратилась в женщину».
Из-за этой заезженной истории из медиа типичный обыватель приходит к несколько неверным выводам о трансгендерном сообществе.
Все ли транс*женщины живут как мужчины, а потом внезапно решают изменить свою гендерную идентичность?
Нет.
То, как люди осознают свою гендерную идентичность, — такой же уникальный и разнообразный опыт, как и сами люди.
©Slava Semeniuta
Некоторые люди с присвоенным при рождении мужским полом заявляют о своей женской идентичности сразу же, как начинают говорить, в то время как другие открывают эту часть себя позднее.
Нет единственного пути быть трансгендерн_ой, точно так же как нет единственного пути быть человеком.
Обманывают ли кого-нибудь транс*женщины, если решают не делать камин-аут?
Нет. Нет. Нет. Нет.
Сенсации в медиа типа «родилась мальчиком» или «в тайне мужчина» создают эту идею, что трансгендерные люди обязаны открыться всему остальному миру, и если они этого не делают, то их считают неискренними.
Использовала ли я достаточно заумной лексики, чтобы уравновесить тот факт, что этот стереотип — чушь собачья?
Транс*женщина не снимает свои туфли и макияж в конце дня и не становится «в тайне мужчиной». Транс*женщина просто снимает свои туфли и макияж в конце дня. Она всегда женщина. Независимо от того, что она выбирает говорить другим людям.
Камин-аут не обязателен, и гендерная идентичность не определяет этику или ценность человека.
Делают ли все трансгендерные женщины операции?
Нет!
Во-первых, предварительные процедуры вместе с самой хирургией дорогие. Во-вторых, операции не нужны для того, чтобы иметь трансгендерную идентичность.
Эти ложные идеи создают путаницу, которая распространяется за пределы транс*сообщества.
Тревожное заблуждение, которое я слышала: «Трансгендерная женщина, которая не делала операций, — это то же самое, что и драг-квин».
Но гендерная идентичность — куда более тонкая штука.
©Slava Semeniuta
Гениталии, гендеры, ориентации и наряды
Гениталии — это не предпосылка для того, чтобы быть трансгендерной женщиной или драг-квин.
Не имеет значения, как вы одеваетесь, где работаете или как себя идентифицируете. Ваше тело и ваша идентичность — это только ваше дело!
Смотрите: пол, гендерная идентичность, гендерное самовыражение, сексуальная ориентация и сценическая роль — совершенно не связанные факторы, которые уникальны для кажд_ой.
Давайте возьмём пример из жизни, который часто смущает и оскорбляет публику на множестве уровней — вероятно, самую известную драг-квин Америки РуПол.
РуПол Андрэ Чарльз — гомосексуальный мужчина. Он создал драг-персонажку по имени РуПол.
Имеющая единственное имя РуПол — женская драг-персонажка, поэтому РуПол — драг-квин.
РуПол носит объёмные парики, вычурный макияж и яркие платья во время музыкальных выступлений и записи шоу «Королевские гонки РуПола».
РуПол Андрэ Чарльз носит хорошо сшитые костюмы в сочетании с чёрными очками, и он ходит с бритой головой, когда раздаёт автографы и появляется перед прессой. Он обычно использует мужские местоимения, и его явное невежество в вопросах трансгендерной идентичности приводит меня к выводу, что он идентифицирует себя как цисгендерного мужчину.
©Slava Semeniuta
Итак, является ли РуПол Андрэ Чарльз трансгендерным человеком? Нет. Он идентифицирует себя как цисгендерного мужчину.
Я пытаюсь очень чётко показать разницу между живым человеком (РуПолом Андрэ Чарльзом) и драг-персонажкой (РуПол).
РуПол часто путают с транс*женщиной — возможно, так происходит отчасти из-за того, что у персонажки то же имя, что и у актёра, который её играет.
Является ли РуПол идеальной моделью драг-квин? И близко нет.
Я уверена, что многим драг-квин понравилось бы получать столько же, сколько РуПол, но не все драг-квин одинаковые.
У драг-исполнителей часто вычурные и гротескные образы (что ошибочно переносится в стереотипы о транс*женщинах) — обычное дело в жанре сценического выступления. Тем не менее, не все драг-квин выступают одинаково.
Я видела драг-квин с париком до небес, которая пела в баре авторские юмористические песенки о еде, и я видела драг-квин с прилизанными алыми волосами, которая вызывающе танцевала на уличном фестивале «Фолсом» (фестиваль, посвящённый фетиш- и БДСМ-культуре, — прим. пер.).
Я видела ужасающе бесталантных драг-квин, которые пытались напеть мелодии из мюзиклов, и я видела просто невероятную драг-квин, подражавшую Эми Уайнхаус. Бывают ещё драг-квин-рокерши.
И это только вершина айсберга!
Не говоря уже о том, что есть драг-квин, которые идентифицируют себя как трансгендерных женщин, равно как и те, кто определяет себя как цисгендерных мужчин.
©Slava Semeniuta
Давайте сделаем такой же разбор с трансгендерной активисткой и авторкой Джанет Мок:
Джанет Мок — трансгендерная, гетеросексуальная женщина.
Она Джанет Мок, когда просыпается утром, когда идёт на работу и когда возвращается домой к своему бойфренду, фотографу Аарону Трэндвелу.
Джанет Мок — не вымышленный персонаж.
На своих рекламных фотосессиях и во время появлений перед прессой Джанет Мок любит носить узкие платья и классический, неброский макияж. Я не знаю никого, кому оранжевый шёл бы больше, чем ей. И её тёмные вьющиеся волосы великолепны. Я не знаю, как она одевается на выходных, потому что мы не лучшие друзья (пока что!).
Итак, является ли Джанет Мок трансгендерной? Ага. Она идентифицирует себя как транс*женщину.
Является ли Джанет Мок идеальной моделью трансгендерного человека? Нет.
Она замечательная, но нет единственного пути быть трансгендерн_ой.
Не все транс*женщины выглядят одинаково. Не все транс*женщины носят платья. Не все транс*женщины ходят на свидания с мужчинами. Не все транс*женщины делают операции. Не все транс*женщины работали в секс-индустрии. Не у всех транс*женщин одинаковые вкусы в моде. Не все транс*женщины говорят о себе открыто. Не все транс*женщины активистки.
Список можно продолжать долго.
Гениталии, ориентация и мода не определяют ничью гендерную идентичность. Только сами люди могут определять себя, и мы должны уважать их самоопределение.
©Slava Semeniuta
Что теперь?
Понимание различий между драг-квин и транс*женщинами — только часть уравнения. Вот несколько способов, с помощью которых вы можете бороться с путаницей, трансфобией и гомофобией.
1. Язык
Используйте предпочитаемые людьми местоимения и идентичности в разговоре — не важно, слышат они вас или нет.
Используйте корректную лексику, различая драг-исполнителей и трансгендерных женщин.
Избегайте всех уничижительных терминов, особенно касающихся транс*женщин, драг-квин и геев.
Задавайте вопросы вежливо и исправляйте неточности, когда вам говорят об этом.
2. Не шутите
Если вся соль шутки в оскорбительном подтексте о гениталиях, стереотипах, гендерной неконформности и так далее, не нужно смеяться или молчать.
Если вы слышите любые мачистские высказывания в стиле «цыпочки с членами», не стесняйтесь прерывать их. Если честно, это даже не смешно.
3. Понимайте разницу
Если транс*женщина совершает перед вами камин-аут, не начинайте ей рассказывать, как любите РуПол. Не обращайтесь к драг-квин за комментариями о трансгендерных женщинах.
Как я уже много раз говорила в этой статье — это совсем не одно и то же.
Истории драг-исполнителей и трансгендерных женщин совсем разные, и к ним следует так и относиться.
* * *
Оба упомянутых мной вначале случая на церемонии «Оскар» растут из тяги «жёлтых» медиа к сенсациям и стереотипам о «мужиках в платье». Этот образ — дешёвая карикатура, которая отождествляет транс*женщин с драг-исполнителями и которой пользуются, чтобы оскорблять их.
Пусть у вас войдёт в привычку пользоваться внятной, конкретной и корректной терминологией. Поощряйте её использование. Так вы поможете просвещению и избежите нелепых, обидных случайностей.
Мадди МакКлоускей — авторка «Everyday Feminism». Ей двадцать с чем-то, она лесбиянка в Нью-Йорке и сейчас пишет еженедельные советы по свиданиям для приложения с ЛГБТК-событиями и сайта SheSeekOnline. Раньше она регулярно писала на сайт о сексуальности и феминизме ToughxCookies. Когда она не пишет статьи на тему гомосексуальности, она выступает в жанре стендап-комедии, поёт песенки из шоу своей девушке и собаке против их воли и придумывает шутки для твиттера @SoundofMaddie. Читайте другие её статьи (на английском языке) здесь.