Одна из моих любимых концепций как активиста — это идея holding space.
Holding space — это пространство (в разговорах, репрезентациях, обобщениях, исследованиях и т.д.), которое мы сохраняем или оставляем для личного опыта, чувств и точек зрения других людей, тех, которые в противном случае могут быть проигнорированы или обесценены. Часто опыт более привилегированных или широко представленных групп буквально «занимает всё место», не оставляя пространства для других голосов. Чей-то опыт будет считаться «ценнее» или «правильнее», а чей-то из-за этого останется невидимым и буквально несуществующим.
Holding space — это, если приводить очень грубый пример, свободный стул за нашим столом для обсуждений. Даже когда все присутствующие высказались и поделились своим опытом, всегда есть «незрим_ая» человек (или уязвимая группа), чей опыт точно так же важен, но не представлен в нашем обсуждении. И если именно я тот человек, опыт которого обычно замалчивается или игнорируется, то у меня должна быть возможность «занять» свободный стул и говорить наравне со всеми. Holding space говорит о том, как важно помнить, что всегда есть огромное количество тех, кому может понадобиться свободный стул. И о том, что он может понадобиться нам самим и мы имеем на него право.
Holding space может иметь огромную силу. Я твёрдо верю, что если у людей будет больше возможностей открыться без страха отвержения и поговорить о своём опыте, — как и желания услышать и постараться учесть чужой опыт, — то мы гораздо лучше сможем понять друг друга и себя. Даже простое подтверждение, что твои чувства, страхи и тревоги имеют значение и будут услышаны, — это мощный инструмент, чтобы чувствовать себя гораздо более цельн_ой.
И как трансгендерный человек я замечаю: люди оставляют очень-очень мало пространства для нас и нашего опыта.
Общество в целом имеет очень конкретные и жёсткие представления о том, что такое трансгендерный опыт. Из-за этого у нас нет возможности честно и искренне рассказать, через что мы проходим, особенно когда наш опыт не совпадает с общественным «стандартом».
В результате мы живём в паутине незаданных мучительных вопросов, которые мы боимся даже произнести вслух: любой такой вопрос словно сразу обесценивает нашу идентичность или становится поводом для других усомниться в ней.
Поэтому сегодня я хочу дать место и право быть всем тем смешанным чувствам, которые у нас возникают, когда мы осознаём свою трансгендерность.
©Charles Pétillon
Общество нас убеждает, что мы рождаемся с чётким осознанием нашего гендера, совершаем бинарный медицинский переход и достигаем абсолютного счастья и определённости. Так? Но, по моему опыту, у многих из нас всё намного сложнее.
Итак, давайте поговорим — точнее, открыто поговорим — о некоторых вопросах, которые многие трансгендерные люди бояться задать. И давайте вместе создадим пространство для всех смешанных чувств, которые у нас возникают, когда мы задаёмся этими вопросами.
1. Действительно ли я трансгендерн_ая человек? Что если я всё это выдумал_а?
Признание: я часто задаю себе этот вопрос.
Возможно, вы говорите себе: «Подожди, Сэм. Ты открыто пишешь о своей идентичности! Ты ведёшь активную жизнь в обществе! Ты даже принимаешь гормоны! И ты хочешь сказать, что не уверен в том, что ты трансгендерный человек?»
Да, именно об этом я и говорю.
Я действительно могу заверить вас по своему личному опыту, что многие трансгендерные люди терзаются этими вопросами даже спустя годы после перехода.
И у меня даже есть предположения, почему мы задаёмся ими.
Если кто-то твердил вам всю жизнь, что вы ужасн_ая танцо_вщица, а потом вы неожиданно занимаете первое место в конкурсе танцев, вы скорее всего почувствуете себя самозван_кой, ведь так? Точно так же, когда общество твердит нам, что мы цисгендерные (и что у нас нет выбора, кроме как быть цисгендерными), должны пройти долгие годы, прежде чем мы убедимся в нашей трансгендерности.
©Charles Pétillon
Более того, трансгендерные люди часто сталкиваются с обвинениями в «недостаточной трансгендерности» и «притворстве», преследующем сомнительные цели, а также страдают от отрицания их гендера, когда открываются окружающим.
В этом проявляется системное недоверие общества к трансгендерности. Фактически от нас требуют доказать нашу трансгендерность (чтобы иметь право на уважение, достойное здравоохранение и поддержку).
Наша трансгендерность постоянно ставится под сомнение как цисгендерными, так и самими трансгендерными людьми. Это приводит к тому, что мы сами начинаем сомневаться в своём гендере и постоянно задавать себе те же вопросы, что задаёт нам общество.
Сомнение в своём гендере и ощущение себя самозван_кой — абсолютно нормальные чувства для трансгендерных людей. Трудно поверить в себя, когда люди вокруг почти не верят в нас.
Чтобы побороть это, нужно время (взгляните на меня, я всё ещё борюсь), но важно помнить, что эти чувства не обесценивают вашу идентичность и не делают вас «менее трангендерн_ой».
©Charles Pétillon
2. Что если я не всегда был_а так_ой?
Если вкратце, то это абсолютно нормально!
Если только вашими первыми словами не было «взгляните на меня, я транс*человек!». Обществу очень не нравится, когда трансгендерные люди осознают себя в более позднем возрасте (на самом деле, это палка о двух концах: если мы совершаем камин-аут в раннем возрасте, то люди считают, что мы ещё слишком молоды, чтобы осознавать свой гендер, а если в более позднем, то они скажут, что мы должны были осознать гендер раньше, — замкнутый круг).
Общественное мнение гласит, что трансгендерные люди всегда на подсознательном уровне должны знать, что им предназначено отождествлять себя с гендером, отличным от их приписанного при рождении пола.
У всех нас свои причины, из-за которых мы приходили к осознанию трансгендерности раньше или позже.
У меня это была травма, которая затормозила моё осознание гендера. Некоторые даже могли не знать, что такое «трансгендерность», и никогда не сомневались в приписанном им гендере. А для других попытки осознать свой гендер означали риск их личной безопасности.
Вне зависимости от причин, люди осознают свою трансгендерность в совершенно разном возрасте.
Здесь нет «правильного времени» или «верного способа». В каком бы возрасте и как бы вы ни осознали свой гендер, никто не вправе сомневаться в нём, более того, вы не станете от этого более или менее трансгендерн_ой.
Идентичность в целом очень сложная штука, поэтому кажд_ая осознаёт её в своём собственном темпе. Невозможно за день понять, кто вы есть. Поэтому абсолютно нормально не спешить в этом деле.
Не нужно воспринимать это как гонку, где другие трансгендерные люди — ваши соперни_цы. Постарайтесь воспринимать это как приключение только для вас одн_ой. Я надеюсь, что трансгендерное сообщество будет рядом с вами, поддерживая вас.
©Charles Pétillon
3. Что если я пожалею о своём медицинском переходе?
Для начала важно сказать, что не все трансгендерные люди хотят совершать медицинский переход. Это выбор кажд_ой; медицинские вмешательства не сделают вас более или менее трансгендерн_ой.
Но если вы хотите совершить переход, то для вас совершенно нормально волноваться о возможном сожалении.
Неудивительно, что мы сомневаемся в своём выборе, особенно когда этот выбор подразумевает некое необратимое или частично необратимое изменение, особенно когда наше «право считаться транс*человеком» и так всегда под сомнением.
Многие трансгендерные люди беспокоятся, что будут сожалеть о переходе по разным причинам.
Некоторые, возможно, ещё не готовы к таким серьёзным изменениям, потому что пытаются преодолеть другие трудности. Например, они ещё не готовы открыться перед своей семьёй, а медицинский переход это подразумевает (вдруг появиться перед членами семьи с более низким голосом и бородой, не предупредив их заранее, — рискованная затея).
Страх о возможном сожалении после перехода также может быть из-за недостатка знаний. Например, существует миф о «послеоперационном сожалении» (который обычно продвигают анти-транс активист_ки) или неправильное представление о гормональной терапии (некоторые убеждены, что небинарные люди не могут совершить гормональный переход, но это не так).
©Charles Pétillon
Сам я отказался от медицинского перехода из-за того, что очень стыдился своей трансгендерности (об этом я расскажу подробнее дальше в статье).
Если у вас есть сомнения по поводу медицинского перехода, то стоит поискать группу поддержки, общественный центр или компетентн_ую терапевт_ку, чтобы вам помогли в этих сомнениях разобраться.
Страх — это естественная часть перехода, но преодоление этого страха может помочь вам излечиться.
4. Что если я не знаю свой гендер наверняка?
Добро пожаловать в клуб! Держите ваш нагрудный значок. А теперь я научу вас нашему секретному рукопожатию и гимну.
А теперь серьёзно. Я думаю, мир был бы лучше, если бы мы перестали заставлять людей отождествлять себя с определённым гендером, а вместо этого призывали бы людей исследовать свой гендер и своё самовыражение.
Хотя кажется, что большинство людей уверены в своём гендере, держу пари, есть и множество сомневающихся. И я не понимаю, почему это должно быть проблемой.
Неуверенность может вызывать беспокойство, но также это возможность исследовать себя и дать себе шанс выйти из зоны комфорта.
Более того, неуверенность не означает, что вы не трансгендерн_ая человек или что вы менее трансгендерн_ая, чем другие транс*люди.
Я чувствую, что воспринимаю свой гендер по-разному день ото дня.
Неуверенность часто означает, что вы на правильном пути: вы отдаляетесь от того, что казалось безопасным, чтобы открыть для себя возможность чего-то более искреннего и полноценного.
Поэтому примите свою неуверенность! В этом нет ничего плохого, я хорошо знаю это, как и многие другие трансгендерные люди.
©Charles Pétillon
5. Если это настоящ_ая я, то почему я так этого стыжусь?
Для меня самое трудное в том, чтобы быть трансгендерным человеком, — это испытывать стыд и вину за свою трансгендерность.
Когда ты растёшь в обществе, где есть строгие гендерные рамки, стыд — это совершенно обоснованная реакция на попытки общества подавить или отторгнуть то, кто мы есть или кем хотим стать, в пользу того, что кажется более безопасным или социально приемлемым.
Как незаметно, так и в открытую общество учит нас, что отклонение от «гендерных норм» — это неправильно, отвратительно, стыдно и даже аморально. Испытывать стыд в обществе, которое учит нас стыдиться, если мы не соответствуем гетеронормативности, — вполне естественно.
Таким образом, гордиться своей трансгендерностью и одновременно стыдиться её — совсем не взаимоисключающие вещи. Вы можете испытывать гордость за свою идентичность и в то же время бороться со стыдом, когда заявляете о ней. Обе эти эмоции обоснованы.
Из-за внутреннего стыда за свою трансгендерность я и столкнулся с каждым из вопросов в этом списке.
Стыд убедил меня, что я «выдумал» свою трансгендерность, потому что не мог справиться с действительностью. Стыд заставил меня сомневаться в правильности пройденного мной пути, ведь я чувствовал, что делаю всё «неправильно». Стыд заставил меня бояться медицинского перехода, потому что я боялся стать счастливым. Стыд заставлял меня подавлять мою идентичность и лишил возможности когда-либо чувствовать себя в безопасности.
Я писал раньше статьи, где говорил, что не хочу быть трансгендерным человеком, и сравнивал опыт трансгендерности со стадиями принятия горя. Реакция на эти статьи, главным образом, указала, что стыд является неотъемлемой частью транс*опыта.
Я говорю о стыде не потому, что хочу отговорить людей быть транс*людьми, а потому, что призываю вас быть искренними и признавать даже такие сложные эмоции, которые мы испытываем в трансфобном обществе.
Если вы стыдитесь, то вы не одиноки.
©Charles Pétillon
Справиться со стыдом мне помогли разговоры с другими транс*людьми о том, через что я прохожу, поиск групп поддержки (онлайн и оффлайн), поиск терапевт_ки, работающ_ей с трансгендерными клиент_ками, а также ведение дневника о моём переходе, чтобы лучше осознавать свои чувства.
Важно помнить, что стыд не должен принимать за вас решения. Он не должен вас сдерживать. Чувство стыда не может вызывать сомнений в вашем самоощущении и вашей идентичности.
***
И вот, наконец, ещё одно чувство, для которого я хочу оставить пространство. Если вы читаете эту статью и узнаёте в ней себя, то я хочу, чтобы вы на мгновение побыли с этим чувством наедине.
С чувством признания, внимания и одобрения.
Я хочу, чтобы вы вспомнили этот момент в следующий раз, когда снова будете задаваться этими вопросами. И хочу, чтобы вы всегда знали, что вы не перв_ая человек, котор_ая сомневается, и что вы не одиноки в том, что чувствуете.
Часто мы боимся быть искренними в своих переживаниях, так как уверены, что уязвимость сделает нас объектами насмешек и расспросов. Мы, трансгендерные люди, сталкиваемся с такого рода сомнениями даже в нашей повседневной жизни и поэтому воздерживаемся от того, с чем боремся.
Но я призываю вас открыться.
По крайней мере, я хочу, чтобы вы осознали, какой груз вы тащите, пытаясь справиться с этим в одиночку. Я хорошо знаю этот груз. Этот груз давил на меня долгое-долгое время.
Пора избавиться от него. Давайте начнём сейчас: я хочу, чтобы вы знали, что ваши страхи, вопросы и сомнения не подрывают вашу «настоящесть» или вашу идентичность.
Достаточно лишь вас. Ваши чувства и то, через что вы проходите, заслуживают признания и уважения.
Вы заслуживаете признания и уважения. Я надеюсь, эта статья станет поводом для вас оставлять как можно больше пространства как для ваших собственных переживаний, так и для чувств других людей в вашем окружении.
Сэм Дилан Финч — редактор журнала Everyday Feminism. Он квир-писатель, активист и преподаватель. Живёт в районе залива Сан-Франциско. Помимо работы в журнале Everyday Feminism он также является основателем прекрасного очень квирного блога Let’s Queer Things Up! Вы можете узнать больше о нём здесь и прочесть его статьи здесь. Подписывайтесь на него в твиттере @samdylanfinch.