В Беларуси все чаще появляются спектакли, которые работают с гендерной и квир-тематикой. В премьерном спектакле Свободного театра «Рейкьявик ‘74» атмосфера заряжена энергией минских гей-клубов 1990-х. Если вы еще не успели его посмотреть — читайте искреннее и живое эссе о том, чем и как спектакль отзывается в личном опыте.
© Сцена из спектакля. Фото Полины Ходорик
На мой взгляд, режиссеру-постановщику Юре Дивакову необходима именно такая форма сценического существования, чтобы столкнуть и сопоставить традиционность агрессивной маскулинности с откровенной феминностью артистов-мужчин. В патриархальном обществе первое воспринимается как нормативное и единственно верное, а второе вызывает мистический ужас, суеверно воспринимается безобразным и деструктивным. В том же поле, как правило, оказываются и представления о западных демократических ценностях. Особенно внимателен и требователен режиссер к Эртле (эту сложную роль впечатляюще исполняет Алексей Сапрыкин), именно она становится главной героиней спектакля. Все персонажи такие, как есть, потому что трагическая история длиною в две трети жизни показана через мир искалеченной женщины. Таким образом, Эртла — в каждом из своих абьюзеров, и каждый из них — Эртла (пусть и не в равной степени, насилие травматично для каждого из его участников).
Эртла (Алексей Сапрыкин). Фото Полины Ходорик. © Остальные фото в слайдере — Дины Данилович и Полины Ходорик
Документальный спектакль о самом громком уголовном деле в истории Исландии появился в афише театра, поднимающего политические темы, совершенно естественно. Что, собственно, общего между беларусами и исландцами? Это фактически малые народы, довольно традиционные общества, консервативные менталитеты, изолированные (объективно или искусственно) культуры. Рассказать детективную историю в исландском контексте — это зашифровать наши проблемы тихой, внешне толерантной, стабильной и благополучной страны: маргинализацию значительной части общества, несовершенство правосудия, нормативность насилия.
Для меня спектакль «Рейкьявик ‘74» о предсказуемости общества и человека, о природе абьюза, о повторении социальной несправедливости. И в равной степени — о трезвом принятии действительности и себя в ней, о нашей личной возможности разорвать замкнутый круг беспросветной жизни. Избранная режиссером Юрой Диваковым театральная форма близка моей идентичности феминного гендерно небинарного человека, моему личному опыту переживания и замалчивания насилия…
© Сцена из спектакля. Фото Полины Ходорик
«Рейкьявик ‘74»
Драматургиня — Марта Соколовская (Польша)
Беларусский перевод — Мария Пушкина
Режиссер — Юра Диваков
Композитор — Павел Городницкий
Артисты — Павел Городницкий, Алексей Наранович, Алексей Сапрыкин, Андрей Уразов
Belarus Free Theatre
Посетить спектакли Беларусского Свободного театра можно по предварительной записи, не покупая билет. Количество мест ограничено.
В эссе использованы фотографии Дины Данилович и Полины Ходорик.