8 мая 2017

«Сиять нельзя уставать» — закулисье фестиваля DOTYK в личных дневниках

6 298
Перед началом фестиваля DOTYK мы предложили людям, причастным к его созданию, поучаствовать в одном эксперименте: «С сегодняшнего дня и до последнего дня фестиваля вести свой фестивальный дневник».
Изображение:
«В этих записях может появляться все что угодно, — сказали мы, — впечатления от мероприятий, разочарования, благодарности, эмоциональное, фактическое. Все, что касается вашей работы, самочувствия, рефлексий, — и все, что важно для вас».

Наши коллеги с энтузиазмом откликнулись, за что мы им очень признательны, ведь благодаря этому мы сможем увидеть часть невидимой активистской работы, которая обычно остается за кадром.



Сергей
Мысленный дневник, каждая запись которого — неочевидно о фестивале…

«Сиять нельзя уставать» — закулисье фестиваля DOTYK в личных дневниках
© Иллюстрации Даши Романович / Рисунок. В центре стоит человек в белой кофте с капюшоном и темно-бардовой кофте. У него на лице щетина. За его спиной на розовом фоне разлита широкая, неровная полоса розовых блесток. Человек смотрит на золотую полосу через плечо.


21 февраля

День первый ведения дневника, пропахший серебряной краской и опаздывающими электриками.

22 февраля

Сегодня почему-то больше всего запомнилось, как со мной во время ремонта искренне поделились печенькой с шоколадной крошкой.

23 февраля

День неправильных лампочек. Сколько ни просил, продолжают светить жёлтым светом.

...все ещё 23 февраля

Третий раз с восхищением наблюдаю, как эта великолепная женщина обсчитывает меня. Но как можно дать без сдачи и порушить сложившиеся дружески-обкрадывающие отношения?

24 февраля

День открытия. Он же нерводень. Привет, боязнь публичных выступлений. Думал, больше не увидимся.
Пришел любимый, которого (не) ждал, и поцеловал в нос.
Аренда тепла не удалась. Столовка равнодушна к потокам горячего воздуха.

... все еще 24 февраля

В грудной клетке мелкие бесы ковыряют перьями дыру. Ощущения боли и щекотки поселились на долгие дни, отравляя работу и общение.

25 февраля

Три кгбшника и искусство. Заглянула группа в штатском полюбоваться на мужчин в коже и латексе. Сделав пару снимков на фоне самых пикантных работ экспозиции, они покинули помещение. Что ж, кгбшники приходят и уходят, искусство остается.

26 февраля

Много Саши. Саша хорошая. Люби себя, Саша.

28 февраля

Черкал дневник. Замазывал, условно улучшал. Заметил: не желаю напрямую писать о фестивале, а скатываюсь в мелочи и эмоции. Получится ванильный бред. Шлю потоки сочувствия возможным будущим читателям.

...отстраненные рассуждения 1 марта

Квир-мероприятия – зона повышенного количества объятий. При этом отношение к ним у людей разнится. И можно ранить человека, затискав в один день и не дав того же на следующий.
Горько подумалось, что лучше всего могу организовать чашечку кофе.

1 марта

– Можем на днях поговорить-прогуляться?
– Конечно. Давай завтра, когда буду золотое сидение для унитаза искать.

...все еще 1 марта

Налетел одутловато-рыжий форс-мажор, и мы остались с одним черным входом и без половины стульев. Медиаторы не помогают.

2 марта

На самом деле меня нет сейчас в городе. По делам съехал. В поезде опять кромсаю записи.

3 марта

Почему стаканчики не выбрасывают в мусорку, а чашки не моют? Раздражает.

4 марта

Личный черный день.

5 марта

Почему люди приходят в активизм? Неужели для выражения спеси, пренебрежения и барских замашек? Даже наша электрическая сеть не выдерживает долгое присутствие этого человека.

6 марта

Пусто. Выставка наполовину разобрана. Сделав необходимое, пинаю сдувшиеся воздушные шарики.

Программные мероприятия фестиваля не стали напрямую частью моей памяти. Спросив пару знакомых, понял, что атмосфера тепла и поддержки никуда не пропала, а просто забита во мне другими ощущениями.

Рад.



Антон
Меня зовут Антон, я волонтер разных беларуских фестивалей и организаций (включая Cinema Perpetuum Mobile, «Лістапад» и «Зеленую сеть»). Команде DOTYK я помогаю как переводчик и отвечаю за экологическую безопасность.

«Сиять нельзя уставать» — закулисье фестиваля DOTYK в личных дневниках
© Иллюстрации Даши Романович / Рисунок. На фоне вертикальных полос розового, зеленого, сиреневого и желтого цветов плывут белые и золотые облака. В центре рисунка изображен в профиль человек в серо-бежевой куртке. У него темные прямые волосы до подбородка, челка падает на лицо. Он смотрит влево, уголки его губ приподняты в улыбке.


В 2012 году я провел свою первую слэшерскую сходку, на которую пришло 42 человека и которую, как я понял спустя два-три часа совместного времяпрепровождения, было достаточно тяжело развлекать. Но я был так воодушевлен, пересчитывая идущую от «Столицы» до парка на Комсомольской толпу, что собственные организационные огрехи меня почти не огорчали.

В 2014 я вновь взял на себя инициативу, и вместе с другой организаторкой мы на протяжении года раз в месяц собирали встречи и занимались уже чем-то осмысленным: ставили пьесу на крыше, сняли свою версию Гарлем Шейка, публично читали Даниила Хармса, устраивали квесты и акции Free Hugs в парке Горького, проводили персональные «мокрые войны». У нас был свой комьюнити-центр с крокодилом и самодельным печеньем.

Два года назад я ввязался в другой активизм: узнал о CPM и о том, что они берут в переводчики любого желающего, и, окинув гордым взглядом свой опыт перевода фанфиков, отправил заявку. Потом я стал следить за всеми событиями Минска, чтобы не пропустить возможности оказаться в центре событий, и так я попал в команду МЕТА-феста. Потом меня понесло по всем остальным фестивалям.

Я начал волонтерить в DOTYK только со второго фестиваля. Как и раньше, меня тянуло в работу желание применить навыки переводчика и найти компанию. С тех пор, как я себя помню, мне хотелось просвещать людей, влиять на их мнение. Но до недавнего времени мне не верилось, что мое волонтерство на квир-фестивале приводит к осуществлению этих желаний. Сделаю ли я людей терпимее своим переводом подписи к фотографии или синхронизацией субтитров к короткометражке? Я считал волонтерство приятным занятием, временем, проведенным с пользой и оставляющим прекрасный след в душе.

Но после поездки в Молодечно в качестве «книги» с «Живой библиотекой» мое мнение изменилось. Волонтерство дает платформу для развития, для трансляции важных для тебя идей, для исследования и поиска экспертной помощи. Я наглядно убедился в том, что могу менять взгляды людей вокруг себя. Читать дневник целиком...



Ангелина
День начался с сообщения от Вали, в котором она рассказала об идее дневников для MAKEOUT. Голос в моей голове сказал, что не простит мне, если я не попытаюсь принять в этом участие. Хотя для меня, человека закрытого ото всех, это будет очень сложно. Посмотрим, что из этого выйдет...

«Сиять нельзя уставать» — закулисье фестиваля DOTYK в личных дневниках
© Иллюстрации Даши Романович / Рисунок. На бирюзовом фоне из верхнего левого угла разливается широкая полоса золотых блесток и уходит в нижний правуй угол тонкой линией. Слева изображен человек с розовыми волосами. Человек держит в руке карандаш и закрывает лицо тыльной стороной ладони.


20 февраля, общежитие – «Столовка XYZ»

Все началось в прошлом году, когда я пришла на DOTYK как посетительница. Я сразу поняла, что это место, где я могу не скрывать то, что сидит внутри меня, могу свободно выражать себя, где никто не посмотрит на меня косо и не проявит агрессию по отношению ко мне. И, если я могу помочь с созданием такого места, я брошу на это все свои силы. Поэтому я ждала целый год, периодически следила за новостями в группе и, наконец, подала заявку. Помню, как пришла на организационную встречу и увидела помещение, в котором все будет проходить. Если честно, я никак не могла себе представить, что из этого выйдет что-то путное, но сейчас, в процессе работы, все потихоньку встает на свои места.

Главной проблемой лично для меня становятся моменты, когда люди, с которыми я закрыта, спрашивают о тематике фестиваля. И мне очень стыдно за то, что я скрываю определенные факты. Говорю, что это культурно-образовательный фестиваль, слово «квир» опускаю, потому что именно после него начинаются вопросы.

Я заметила, что моя продуктивность значительно повысилась с вступлением в команду волонтер_ок. И сейчас, находясь в другом городе, мне хочется быстрей сесть на поезд и вернуться в «Столовку». Осталось всего 6 часов. Читать дневник целиком…



Аня
Честно, я согласилась вести этот дневник скорее на волне давнего желания вести личный дневник, нежели от уверенности в своем писательском таланте. К слову, я вообще не пишу. Однако я очень скоро заметила, что мне действительно не хватало такой рефлексии. Интересно, как я буду себя чувствовать, читая этот текст через несколько лет?

«Сиять нельзя уставать» — закулисье фестиваля DOTYK в личных дневниках
© Иллюстрации Даши Романович / Рисунок. На фоне разводов бирюзовой, желтой и сиреневой красок стоит человек в очках, с короткими светлыми волосами. На человеке серый пиджак и майка из золотых блесток. Снизу рисунка — яркие цветные мазки, похожие на растения. Поднимаясь выше, мазки светлеют, становятся похожими на блики света.


В прошлом году я очень долго смотрела на анкету для волонтеров DOTYK-2016 и никак не решалась заполнить ее и отправить. Я пожалела об этом в первый же день фестиваля, придя туда как посетительница. Все, буквально все было чудесно, но меня беспокоил один пункт: мне было недостаточно быть гостье и наблюдательницей. Мне хотелось делать, а не смотреть; быть частью сообщества, а не находиться где-то снаружи.

К DOTYK-2017 я пришла уже с некоторым багажом волонтерского опыта и решила взяться за текущие дела: ключевой на тот момент являлась подготовка помещения. Потом появился перевод, а потом на голову свалились (не иначе) субтитры...

20 февраля

День, когда мне надоело ходить в «Cтоловку» одной и той же дорогой. Вместо метро и длинных подземных переходов выбрала троллейбус. Вышла на остановку раньше конечной, чтобы пройти улицу Фабрициуса от начала до конца. Серо, грязно. «Белмедпрепараты», милиция Октябрьского района. Сразу за ней — здание с круглыми барельефами на балконах, Фабрициуса, 14, которое должно неплохо получаться на фотографиях для инстаграма. Дальше — переулок Стекольный, название которого на беларуском звучит приятнее. Заглядываю — стекла в бетоне там на первый взгляд действительно хватает с обеих сторон переулка.

Сразу после ныряю в деревянный «переход», который должен якобы защищать проходящих от инцидентов на стройке. Такие конструкции никогда не создавали у меня ощущения безопасности, а эта — перекошенная, с торчащими гвоздями — тем более.

Быстро прошла перекрёсток с Молочным переулком, а дальше мой маршрут перестал отличаться от обычного.
«Столовка» меняется с каждым днем, и мне интересно найти фотографии того, как тут все было хотя бы месяц назад, но сил у меня сейчас хватает только на дневник. До пятницы — всего ничего, но до сих пор кажется, что работы в помещении не меряно, и нам никак не успеть. Надеюсь, что это не так, а я просто себя накручиваю (и обесцениваю свои переживания).

За время, пока я мечтала о промышленном пылесосе вместо веника, возникла накладка с переводом. Стыдно, в какой-то мере это моя вина, хотя сейчас об этом лучше не думать. В общем, вечер понедельника, у меня на руках кусок фильма, который нужно перевести к среде, а переводами документалок я еще не занималась. Мой опыт включает перевод кусочка пьесы да задания по учебе. Хочешь пробовать себя — пробуй на здоровье. Время в пути домой значительно сокращается, когда всю дорогу ты то и дело переключаешься между чатами волонтер_ок, диалогами с девочками, которые тоже переводят фильм, транскриптом и своей легкой паникой. Горжусь собой за такую уверенную координацию коллежанок.
Продуктивность дома была слабовата — нервничала из-за горящих сроков, ела все, что попадалось под руку, теряла время на попытки рифмовать строки.

Я очень хочу спать и надеюсь не забыть дописать про это. Читать дневник целиком…



Валя
Я активистка около года, и для меня активизм начался именно с DOTYKа. В прошлом году я была волонтеркой. Команда и идеи фестиваля были очень близки мне, поэтому я присоединилась. В команду я пришла как проектный менеджер. Но в процессе мой «функционал» расширился и изменился, порой неожиданно для меня самой. Сегодня я курирую информационную политику фестиваля, его визуальные решения, работаю с волонтерской службой и с программой

«Сиять нельзя уставать» — закулисье фестиваля DOTYK в личных дневниках
© Иллюстрации Даши Романович / Рисунок. На бирюзовом фоне – широкая неровная полоса из золотых блесток. В центре рисунка - человек в белой кофте, с длинными каштановыми волосами, смотрит прямо на читающих.


Почему я стала активисткой? В моей семье не все было хорошо. Довольно рано умерла мама, после чего нашим с братом воспитанием никто не занимался. Оставалось самообразование: я делала что хотела, читала что хотела, смотрела что хотела. Для себя эту «невоспитанность» я считаю одной из причин, по которой у меня не появилось многих предрассудков по отношению к людям. Не было родителей, которые могли бы передать мне эту «традицию».

С детства меня жутко возмущало во многом бесправное положение женщин. Когда ты с постели должна вставать «красивая», обязательно носить соблазнительную одежду, уметь готовить, следить за порядком, ухаживать за мужем и детьми и при этом ходить на работу, всегда быть в хорошем настроении, а если муж тебя бьет, то ты «сама виновата» или «спровоцировала». Активизм же — мой маленький вклад в осведомленность о том, что женщины никому ничего не должны. Не должны быть для кого-то красивыми, всегда улыбаться, выходить замуж до 25, хотеть иметь детей и многое прочее. Да и мужчины не должны, сила – не то, что определяется полом. Не каждый мужчина априори сильный, целеустремленный, доминирующий. У каждого должно быть право на индивидуальность независимо от пола.

Я хотела бы, чтобы никто не чувствовал себя виноватым, выброшенным из общества, невидимым из-за того, каким он родился или стал, и мечтаю о том, чтобы люди научились принимать уникальность других. Читать дневник целиком…